Жители Северной столицы давно научились превращать свои хобби в бизнес. Украшения ручной работы, мыло, сваренное на домашней кухне, эксклюзивные сувениры — всё это пользуется большим спросом в Петербурге. Как хенд-мейд становится прибыльным делом, выяснил корреспондент SmartNews.
Тот, кто умеет хорошо вышивать, вязать, рисовать, красить, клеить и прочее, наверняка слышал от друзей или родственников такую фразу: «У тебя всё так здорово получается, такие интересные идеи, почему ты не продаешь свои вещи или не делаешь что-то на заказ?» С нее, собственно, и начинается маленький, но успешный бизнес.
Я не знаю ни одного случая, чтобы человек сначала продумал свой бизнес, потом научился, например, делать дизайнерскую бижутерию и всё у него пошло как по маслу. В этой сфере всё начинается с увлечения. А успех зависит от оригинальности идей и умения эти идеи продвинуть. В Петербурге сегодня действительно повальное увлечение хенд-мейдом. Различные творческие студии растут как грибы. Мы как-то насчитали более пятидесяти, и это только самые заметные. Там вам и готовое изделие предложат, и на мастер-класс пригласят. Стоимость такого мероприятия зависит от того, какие расходные материалы используются, сколько занимает это по времени. Например, четыре занятия по витражу могут стоить 5–6 тысяч, а декупажу научат за 500 рублей. Если вы что-то делаете и еще обучаете, то действительно этим можно заработать.
После того как вы определились, что пора начинать свой маленький бизнес, а главное, накопились вещи, которые можно предложить, необходимо разработать план продвижения. Клиентов в виде друзей не всегда достаточно, к тому же порой деньги у них брать неудобно.
Первое, что я сделала, — это создала свою группу «ВКонтакте». Развить с нуля даже такое незначительное предприятие оказалось задачей не из легких. Делать красивые и качественные вещи — еще полдела. Главная проблема начинающего мастера — это синдром невидимки. Ты вроде такой классный и креативный, и изделия у тебя качественные и милые, коллеги просто начинают пищать, когда их видят, но круг знающих о тебе людей так мал, что вероятность найти заказчика практически равна нулю. Иногда просто хотелось выйти с плакатом к метро, чтобы о тебе узнал хоть кто-то. Моя удача была в том, что я начала свое дело под Новый год, что и советую делать всем остальным, поскольку в этом случае у хендмейдера есть возможность поучаствовать в максимальном количестве ярмарок, где можно показать свои творения, найти заказчиков и оставить свои контакты.
Впрочем, как отмечают уже профессионалы в этом деле, просто создать группу или побывать на одной-двух ярмарках недостаточно. Нужно о себе заявить, и для этого необходимо продумать все до мелочей. Например, изготовить визитки и позаботиться о присутствии ярлычка со своим лейблом на каждом, даже самом крошечном изделии. Начинающему и практикующему мастеру необходимо тщательно продумать свой фирменный стиль, дабы быть запоминающимся и узнаваемым, продумать упаковку покупки. Своих первых покупателей отмечать маленькими презентами. Если промоушен оказался удачным, то можно рассчитывать на прибыль, пусть и небольшую.
Как отмечают сами хендмейдеры, прожить только на доход этого маленького предприятия невозможно. Однако оно вполне может стать приятной подработкой.
Начинающему мастеру надо понять одну простую вещь: твой мини-бизнес действует по тем же законам, что и обычный бизнес. Во-первых, изготавливая авторскую вещь, ты всегда идешь вслепую, опираясь только на собственный вкус и предпочтения, и на первых порах твое дело требует вложений и будет приносить тебе не доходы, а расходы. Основные расходы — это материалы и плата за аренду места на ярмарке или полки в магазине хенд-мейд, расходы на поездки по городу. Кто-то тратится на рекламу, но я обходилась без этого, имея довольно скромные средства для начала. Что касается заработка — он довольно скромен и нерегулярен, особенно в межпраздничный период. Поэтому хенд-мейдом способны заниматься только настоящие фанаты своего дела.
Если же дело пока не заладилось, более успешные конкуренты советуют не расстраиваться. Во-первых, потери в этом бизнесе минимальны. Все, что не удалось продать, можно подарить родственникам, поэтому вещи в любом случае не пропадут. И, в конце концов, можно попробовать еще раз, так как сам процесс изготовления вещи доставляет хендмейдеру настоящее удовольствие.
Я решила заняться изготовлением мыла ручной работы. Для этого не нужно специальное оборудование, всё делать можно на кухне, и какие-то знания по косметологии. Когда я начинала, это было не так распространено в Петербурге, такое мыло было большой редкостью, хорошим подарком, стоило дорого и дело себя действительно оправдывало. Сейчас этим занимаются многие. Закупают мыльную основу из Китая, в интернете покупают оригинальные формочки для мыла, а когда-то это была проблема, мы вообще приспосабливали простые кулинарные формочки. Это стало полезным и интересным хобби, и мыловарению можно научиться на любом мастер-классе. В финансовом плане я бы не сказала, что это выгодно, это больше такой приятный хенд-мейд для души. Если заниматься штучными продажами, а не поставлять в магазин сотнями, то на кофе с подругами точно хватит. В итоге у вас и мыло необычное, и маленький финансовый бонус.
Учитывая популярность хенд-мейда, не нужно забывать о конкуренции. Поэтому, как и в любом бизнесе, стоит провести маркетинговое исследование и выяснить, возможно, есть свободная ниша, где ждет успех.
Занимаюсь этим чуть больше года. Конкуренции очень много, но прямой не особо, так как я нашла свою нишу. Вообще рукоделие сейчас в расцвете, все больше и больше людей приходят сейчас к заработку «своими руками». Заработать можно, но все же не все сферы рукоделия приносят стабильный хороший доход, на мой взгляд. У меня не очень много прямых конкурентов, которые производят аналогичный товар. Мой доход сейчас сопоставим с моим предыдущим доходом, когда я работала менеджером по торговому маркетингу в крупной розничной сети. В некоторые месяцы он даже значительно выше, особенно в предпраздничные периоды. К тому же на работу у меня уходит сейчас гораздо меньше времени и я не ограничена временными офисными рамками.Основные способы продвижения — это соцсети, порталы для рукодельников, участие в ярмарках, выставках.
Занимаюсь около трех лет. Конкуренция отсутствовала. Я продавала мыло на работе коллегам или просила родственников и знакомых отнести и показать всем каталоги, которые я сама сделала с фото мыла. Через интернет заказов мало, или необходимо больше рекламы. Заказов больше, конечно, к праздникам.
Видео
Hand made: бизнес или хобби?
Видео: Вовремя Издание/YouTube
В этом бизнесе наверняка огромная конкуренция, так что рассчитывать на него как на основной и постоянный источник дохода могу только самые умелые мастера, но вот в качестве дополнительного заработка хэнд-мейд по-моему вполне подходит…
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе