Петербургские чиновники обеспокоены засильем мата в театрах. Режиссеров попросили исключить нецензурную лексику из своих постановок. В первую очередь, это касается тех пьес, которые ставят на бюджетные деньги. Соответствующий пункт даже могут включить в договоры с театрами.
В Петербурге разгорелась дискуссия об использовании мата в театральных постановках. Сейчас со сцен то и дело звучат забористые выражения, сетуют в совете по культуре речи, а ведь это негативно влияет на подростков. Сопредседатель совета, вице-губернатор Северной столицы Василий Кичеджи в качестве примера привел спектакль «Мадам Бовари», идущий на сцене театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, в котором прозвучало несколько нецензурных выражений.
Удивительно, но как сообщили SmartNews в самом театре «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, в упомянутом вице-губернатором Петербурга спектакле «Мадам Бовари» никакого мата нет. В итоге выяснилось, что у режиссера этой постановки Андрея Жолдака было несколько ее версий: одна — с нецензурными выражениями, другая — без них, и на премьере он попросил актеров, чтобы те в этот раз использовали бы крепкие выражения. Теперь руководству театра приходится оправдываться и заверять своих зрителей, что впредь постановка будет идти без использования нецензурных выражений.
Я хочу поддержать вице-губернатора и совет по культуре речи. Любым режиссерам, которые ставят спектакли в «Русской антрепризе» им. Андрея Миронова, я ставлю условие, чтобы не было никакого мата. И ситуация с «Мадам Бовари» в постановке скандально известного Андрея Жолдака сложилась парадоксальная. В этом спектакле нет мата! Вообще у меня театр русского классического репертуара, но в данном случае я решил рискнуть и пригласить режиссера, склонного к эпатажу. С ним была договоренность, что мата в постановке не будет. В итоге он меня, по сути, обманул и на премьерном показе, как раз на том, на котором присутствовал вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи, подговорил актеров сказать две нецензурные фразы. В антракте вице-губернатор высказал мне свое удивление. Я был удивлен не меньше. Стал выяснять и понял, что меня обманули. Это выходка Жолдака! Хочу заверить зрителей, что мата в этом спектакле нет и не будет.
А поднял животрепещущую тему известный актер театра и кино Сергей Барковский. Он возмущен тем, какие слова иногда раздаются с петербургских театральных подмостков.
Я этот вопрос на заседании совета поставил. Если нецензурщина и сквернословие выходят на широкую аудиторию, то происходит популяризация такого «антиязыка», происходит популяризация грубости и невежества. Во-вторых, мат на сцене — это свидетельство отсутствия культуры у тех художников, которые себе такое позволяют. Мы не должны способствовать смерти нашего языка, не должны опускаться до уровня языка подворотни. Используя мат на сцене, мы не только опускаемся сами, но и опускаем культурный уровень наших сограждан. Кто, если не мы, должен блюсти чистоту языка? Кстати, и журналистов это тоже касается. Особенно меня возмущает, когда режиссеры берут на себя ответственность и по своему усмотрению вставляют мат в классические постановки. Делается это только ради эпатажа. Никакого искусства в этом нет.
Дискуссия, которая разразилась на заседании совета по культуре речи в Смольном, практически сразу же после его завершения была подхвачена городскими СМИ. Кажется, что на тему допустимости мата на сцене высказались уже практически все — и режиссеры, и актеры, и театральные критики, и чиновники от культуры. Говоря о последних, можно привести в качестве примера высказывание председателя городского комитета по образованию Жанны Воробьевой. Она рассказала о том, что городские власти делают все, чтобы как можно больше детей посещали театры. Но то, что они в итоге слышат из уст «великих или пока молодых актеров» — постыдно и отталкивает от театрального искусства. Результатом прошедшего накануне совета по культуре речи стало обращение ко всем театральным режиссерам города с призывом если не полностью отказаться, то хотя бы сократить количество нецензурной лексики в идущих на петербургских сценах спектаклях.
В руководстве Молодежного театра на Фонтанке, в котором как раз и служит инициатор этой дискуссии, актер Сергей Барковский, его позицию в целом разделяют. Однако другие участники культурной жизни Санкт-Петербурга уже высказывают опасения, которые связаны с очередной попыткой вмешательства в происходящие в городе художественные процессы. Более того, многие театральные деятели уже высказались в том духе, что проблема надуманна: в городе ежегодно выходят сотни различных постановок, в большинстве которых никакого мата нет.
Молодежный театр на Фонтанке. Фото: mir-teatra.ru
Эта проблема в большей степени существует в Москве. Особенно это стало заметно, после того, как многие столичные театры увлеклись документальными текстами, а новая драма стала слепо копировать жизнь. Я лично не матерюсь и не испытываю приязни к сквернословию, ведь речь на совете, насколько я понимаю, шла именно о сквернословии, а не о мате. Настоящий мат — это часть языка, это серьезный слой национальной культуры. Как известно, есть словари мата, и они состоят не из тех трех слов, на которых разговаривает улица. В связи с этим я бы посоветовала нашим начальникам сначала заняться языком улиц потому, что если сравнить язык населения, который я слышу, например, в метро с тем языком, который звучит в петербургских театрах, то последний окажется просто салонной лексикой. Театр отражает жизнь: у нас на фене разговаривают все — от депутатов до президента. Если улица сквернословит, при чем тут театр? Кроме того, у нас есть закон о русском языке. Там сказано, что ненормативная лексика допустима в случае художественной необходимости. Если есть такой закон, и мы не можем упразднить творчество Маяковского, Бродского, Пушкина, которые использовали мат в некоторых своих произведениях, то о чем вообще идет речь? Я думаю, что Сергей Барковский просто хотел потрафить нашим начальникам, которые в Петербурге очень любят регулировать те вопросы, в которых не разбираются.
Меня всегда смущало, когда со сцены раздается нецензурная речь, особенно в тех случаях, когда непонятно, что она дает. Театр — это поэтическое осмысление жизни, и я думаю, что если в «Евгении Онегине» использовать ненормативную лексику, то от этого лучше ни само произведение, ни постановка не станут. Правда, в жизни я сам такую лексику использую, но это — другое дело. Мне кажется, в театре мат используют, когда не могут задеть чувством. Тогда и пытаются задеть низким словом. Такое у меня ощущение. Если сравнивать с едой, то в еде должно быть гармоничное сочетание соли и перца, а когда с одним из ингредиентов перебор, то получается уже не то. Искусство во все века пыталось гармонизировать жизнь, и эта функция искусства тем более важна в наше время.
Помимо решения об обращении к режиссерам с призывом сократить использование нецензурных выражений в их постановках, на совете по культуре речи было решено сделать отсутствие мата условием для заключения договора с теми руководителями, которые возглавляют театры, финансируемые из городского бюджета.
Видео
Смольный возьмется за нецензурщину в театрах
Видео: НТВ
3 комментария к материалу.