Автобусы и маршрутки в Петербурге все чаще попадают под обстрел из пневматики. Одни считают, что это происки конкурирующих перевозчиков, другие — что причина в накопившейся в обществе агрессии. Как бы то ни было, за пять лет полицейским не удалось поймать ни одного стрелка.
В Петербурге стали чаще стрелять по общественному транспорту. Ассоциация перевозчиков пассажиров обратилась к правоохранительным органам с просьбой навести порядок: такие происшествия в городе фиксируют уже последние пять лет, однако до сих пор ни один виновный так и не был найден.
Справка SmartNews
Только в январе 2013 года произошло несколько случаев. Так, на пересечении улицы Есенина и Придорожной аллеи неизвестный выстрелил в стекло ЛиАЗа, следовавшего по маршруту № 60. Нападению также подвергся транспорт в Кировском и Красносельском районах, а на Васильевском острове обстреляли сразу две маршрутки. В конце 2012 года под «пневматический огонь» попали пять автобусов.
В Купчино открыли метро, половина маршрутов сразу сдохла. Теперь горно-сапиенсы устроят лютый ад при дележке усохшего рынка. Что, с одной стороны, весело, с другой — главное, чтобы пассажиры не пострадали.
Однако когда под обстрел стали попадать не только маршрутки, но еще и троллейбусы, эта версия перестала иметь смысл.
Сейчас число случаев обстрелов транспорта несколько сократилось. Достаточно большое количество отмечалось до 2010 года. Тогда маршрутки даже поджигали. К счастью, сейчас таких случаев больше нет. Конечно, комитет по транспорту, как структура, отвечающая за городской транспорт, следит за ситуацией и не остается безучастным. В 2010 году мы организовали регулярные проверки по выявлению нелегальных перевозчиков. Конкуренцию как причину подобных случаев нельзя было исключать. Такие методы действительно использовали. В итоге за два года количество нелегальных перевозчиков сократилось, и одновременно снизилось число обстрелов. Борьба с нелегалами дала свои результаты, в том числе и в плане безопасности пассажиров.
Cправка SmartNews
Между тем в последнее время увеличилось число обстрелов социальных маршрутов. Согласно информации Горэлектротранса, с 2011 года количество таких случаев возросло в два раза. Так, в прошлом году обстрелу подверглись 15 троллейбусов. Мишенями стрелков стали и автобусы. В 2011 году произошло 25 случаев, а в 2012 году уже 27.
На социальные маршруты также совершаются такие нападения. Объяснить это конкуренцией невозможно, так как в этом случае ее просто нет. Город финансирует этот вид транспорта. Такие обстрелы возникают не только из-за внутренних «разборок». Это может быть и конфликт между пассажирами и между водителями транспортных средств, в случае если кто-то кого-то подрезал, например.
Специалисты отмечают рост агрессивности в обществе и предполагают — случаи с обстрелом автобусов вполне могут быть результатом выплеска негативных эмоций. Между тем подобные инциденты в последние несколько лет происходят настолько часто, что уже не вызывают какой-то резонансной реакции в обществе.
Как все обыденно в нашей жизни. Об обстрелах, причем регулярных обстрелах, пассажирских автобусов нам спокойно вещают наши питерские СМИ. А мы спокойно это читаем. А менты спокойно рэкетируют предпринимателей, не обращая внимания на обстрелы. И вообще, у нас все спокойно!
— В таких ситуациях вряд ли можно говорить о душевнобольных людях. Люди с психическими заболеваниями не так агрессивны, как общество в целом. В данных случаях речь идет скорее об условно здоровых людях. Другой вопрос, что в нашем обществе уровень агрессии в последнее время возрос. И такие обстрелы автобусов вполне могут быть следствием этого роста. И причина не в индивидуальных проблемах конкретного человека, а это общая ситуация, связанная с социальным, экономическим положением. Есть страны с высоким уровнем агрессии и с низким. Низкий, например, в странах Скандинавии, а высокий в США и у нас. Для того чтобы как-то снизить этот уровень, необходимы масштабные программы в разных сферах жизни. И это очень серьезная и большая работа.
— Что может подсказать психолог? Первое — стратегический путь. Для снижения уровня социальной агрессии нужно демонстрировать пример социально приемлемого, одобряемого способа снятия напряжения. А также методы социальной психотерапии, которые используются в большем или меньшем масштабе для профилактики социальных эпидемий и деструктивного поведения, восстановления психологического здоровья населения. Тактический путь: «не стрелять из пушек по воробьям» — в конкретных поступках искать конкретных виноватых с их конкретными мотивами. И, наконец, оперативный путь: это подсказать жителям, как себя вести в толпе и в общественном транспорте, на что обращать внимание, когда можно себя чувствовать в безопасности. СМИ можно пожелать призвать горожан к помощи полиции в поимке преступников — ведь кто-то их видел и знает, что произошло.
Однако кто именно совершает такие налеты на общественный транспорт, до сих пор выяснить не удалось.
Кто и зачем это совершает, неизвестно. В этом должны разбираться сотрудники правоохранительных органов. Но несмотря на большое количество таких случаев, пока у нас нет информации о том, чтобы кто-то был найден и привлечен к ответственности. Хотелось бы, чтобы сотрудники полиции уделили этим преступлениям больше внимания.
Впрочем, даже если виновных поймают, серьезных последствий им удастся избежать. Стрелка могут обвинять в хулиганстве и причинении ущерба имуществу, в случае если никто не пострадал. Карается такое правонарушение штрафом и возмещением убытков. На пневматическое оружие, из которого чаще всего обстреливают автобусы, разрешения, как правило, не требуется, соответственно и претензий по этому поводу никто предъявить не может.
Пусть примут закон, ужесточающий ответственность за стрельбу по маршруткам! Пожизненно! А то получается, по кортежам стрелять — терроризм, а по маршруткам — хулиганка.
Видео
По общественному транспорту в Петербурге стреляют с пугающей регулярностью.
Кто бы ни был виноват, обстрелы имеют место быть, они продолжаются длительное время, и правоохранительными органами по этому поводу не было принято никаких мер, все констатируют факт и стоят гипотезы, но я так тоже умею. А хочестя, все-таки, конкретных действий.
Просто в ступор вгоняет то, что об обстрелах общественного транспорта говорят так спокойно: да, в Питере обстреливают маршрутки, да, происки конкурентов или просто психи, да, никого не поймали, но на самом деле все в порядке, не обращайте внимания. Какой-то театр абсурда.
Новость — как подготовка населения к скорому запрету на пневматику. Власть боится народа. Запретят пневматику, баллончики с газом и все, что можно использовать для самообороны и по совместительству для оказания сопротивления полицаям на митингах. А через год-полтора запретят вилы, лопаты, топоры, вилки, шариковые/перьевые ручки, отвертки и вообще любые предметы, которыми можно покалечить человека. И в стойло всех…
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе