За Петербургом давно закрепился статус столицы торговых сетей, где даже за пачкой сигарет или буханкой хлеба принято ходить в гипер- или супермаркет. SmartNews выяснил, как городу удалось добиться такого звания.
Петербургский рынок продовольственных товаров — стабильно первый в России. Согласно данным Центра пространственных исследований, в городе на Неве насчитывается 1,21 гипермаркета и супермаркета на 100 тыс. человек: это в два раза выше московских показателей. А в 2007 году международное агентство Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko management присвоило городу звание мировой столицы гипермаркетов. Оборот сетевой торговли на розничном рынке Петербурга, по мнению экспертов, превышает 80%. Но столицей торговых сетей город стал не только из-за такого непропорционально большого их присутствия на рынке, но и потому, что они пользуются здесь беспрецедентными льготами и правами.
В большинстве стран сетевые магазины по вечерам, ночам и праздникам не работают. Кроме того, если на территории можно построить объект малого предпринимательства, то этот участок никогда не отдадут сетям. У нас все иначе. И ни для кого не секрет, что для того, чтобы сети получили фактически бесконкурентную среду, где смогли завышать цены, во времена губернатора Валентины Матвиенко было уничтожено свыше 40 тыс. объектов малого бизнеса в сфере потребительского рынка. Подобное для цивилизованных стран — вообще за гранью добра и зла. Вот такая любовь городских властей к сетям и сделала Санкт-Петербург их столицей.
В Петербурге действуют восемь основных сетей гипермаркетов, которые включают в себя 60 торговых точек, и 21 сеть супермаркетов (более 500 магазинов). Впрочем, несмотря на такое количество, пока Северная столица все же отстает от Москвы по обороту розничной торговли на душу населения. Сетевые магазины конкурируют не только по количеству торговых точек, но и по охвату территорий. Среди супермаркетов бессменным лидером остается «Пятерочка». Магазины этой сети функционируют во всех районах, кроме Центрального. По данным исследователей, каждый год в Петербурге открывается хотя бы один новый гипермаркет. И планы сетевиков пока только растут.
Еще когда начали уничтожать малый бизнес в виде остановочных павильонов, уже по тем данным, сетевая торговля занимала больше 80% в Петербурге. Во всем мире 40% — это сетевой формат, а 60% — мелкая розница. В свете закона об алкогольном регулировании может произойти уничтожение мелкорозничной торговли. Если уйдет мелкий бизнес, то доля крупных сетей может увеличиться до 95%.
Однако хотя малый бизнес от такого количества сетевых магазинов страдает, рядовые горожане от этого только выигрывают.
Беcспорно, сегодня Петербург является столицей гипермаркетов. Это факт. И подтверждается он прежде всего реальностью и статистикой. Через многочисленные сети — «Карусели», «Максидомы», «Ленты», «О-Кеи», «Домовой», «Перекресток», «Семь Я», «Пятерочка» и многие другие — проходит более 80% оборота мелкорозничной торговли. Для малого бизнеса это минус, а для петербуржцев — это плюс. Ведь горожане голосуют за гипермаркеты своими кошельками. Но в будущем свое достойное место в Петербурге займут магазины шаговой доступности. За это активно ратуют все: и торговые предприятия малого и среднего бизнеса, и население нашего города, особенно в районах новостроек.
Сами петербуржцы такой ситуацией вполне довольны: говорят, что в большом супермаркете меньше шансов купить товар с истекшим сроком годности, цены там, как правило, ниже, а выбор больше.
Я предпочитаю в гипермаркетах — там дешевле и больше выбор, к тому же там меньше шансов нарваться на просрочку. Но для их посещения нужна машина: покупок много, да и такие магазины расположены далеко от моего дома. Сейчас я без машины, поэтому приходится покупать продукты в магазинах у дома.
Раз в неделю закупаюсь в гипермаркетах: приобретаю продукты на неделю по списку. Это удобно, когда есть машина, и в будние дни не надо думать есть ли в холодильнике еда. Продукты типа хлеба, сметаны, сока (то, что заканчивается постоянно) покупаю в супермаркетах, потому что они в шаговой доступности от моего дома. Не люблю маленькие «местечковые» магазины из-за скудного ассортимента продукции, хожу в них редко.
Гипермаркетов много, да. Но не скажу, что это засилье ухудшило жизнь горожан. Во многом облегчило. А малость маленьких магазинчиков — это проблема невыживания малого бизнес, и укрупнения и без того крупного. У нас в спальном районе есть маленькие магазинчики, но это унылое, простите, сами знаете что. Ларьки, ставшие стационаром с соответствующим контингентом потребительским. Увы, тот европейский уют и мимими-шность, о которых многие мечтают, все чаще в мечтах так и остаётся.
Дешевая логистика вынуждает нас покупать голландскую картошку и бразильское мясо. А в итоге страдает местное производство и мелкие магазины шаговой доступности, которые позволяют покупать свежие продукты, без ГМО и консервантов. Отдавать все на откуп корпоративным закупщикам, не является лучшим решением. Я выступаю за баланс в этом отношении, без превалирования доли одной из сторон в данном вопросе.
Видео
Новые гипер- и супермаркеты открываются в Петербурге ежегодно.