Правительство Петербурга решило за 5 млн рублей издать жизнеописание святого князя Александра Невского. Это уже не первое издание на религиозную тему, которое поддерживают городские власти. Блогеры и депутаты Северной столицы задались вопросом, обоснованы ли такие траты.
Администрация Петербурга решила напечатать к 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры жизнеописание святого князя Александра Невского. Предполагается, что это будет подарочное издание, которое станут раздавать на мероприятиях, организованных совместно с религиозными организациями. На эту уникальную книгу планируется потратить 5 млн рублей. Впрочем, издателя ждет непростая работа. Ему предстоит выпустить 12,5 тыс. экземпляров в версии Синодальной типографии 1881 года, с соответствующими иллюстрациями. Таким образом, себестоимость одной книжицы составит 400 рублей. В соответствии с технической документацией конкурса в смету госконтракта оказались включены также и непрямые расходы на сумму более 1,2 млн рублей, среди которых, например, «оплата услуг теплоснабжения, услуг связи и услуг ГУП “Водоканал”, а также канцелярские расходы».
Ура, товарищи, жизнь наладилась. «Смольный закупит 12 с половиной тысяч акафистов и жизнеописаний Александра Невского за 5 млн рублей». В нашем городе больше деньги тратить не на что и не на кого, у нас все в порядке, город-сад прямо какой-то.
В последнее время прослеживается особая любовь городских властей к религиозным книгам. Так, буквально на днях Смольный решил издать очередной том сочинений религиозного мыслителя начала XIX века Евгения Поселянина за 1,1 млн рублей. Но больше всего споров вызвал тендер на издание «Нравственного образа истории» православного историка Юрия Михайлова, который в своем труде затрагивает в том числе и расовый вопрос. О целесообразности публикации данной книги на бюджетные деньги губернатора спросил депутат петербургского ЗакСа Максим Резник, который также поинтересовался, не разделяет ли случайно Георгий Полтавченко взгляды Юрия Михайлова.
Администрация Петербурга за 250 тыс. рублей намерена закупить тираж книги петербургского историка Юрия Михайлова, в которой рассказывается о том, какие этносы принадлежат к «белой расе», как масоны оболгали монархию, и о том, что русский народ — народ-богоносец, а гуманизм — это «языческая религия». По мнению Михайлова, русские ведут род от белых индоевропейцев, носивших общее имя Ариев (превосходных), и жизнь заметно улучшилась после принятия православия.
На это губернатор ответил, что «Нравственный образ истории» не включен в федеральный список экстремистских материалов, а закон не запрещает городским властям помогать религиозным организациям. Впрочем, такой интерес Смольного к религии и стремлению поддержать православных связывают и с личными предпочтениями губернатора.
А почему губернатор это делает за счет налогоплательщиков? Причем не только православных, а всех конфессий и атеистов. Пусть оплачивает из своего кармана.
Как можно за счет горожан издавать этот бред, перечеркивающий все наше культурное и духовное наследие: Карамзина, Пушкина, Соловьева, Ключевского? В городе работает достаточно профессиональных филологов и историков, которые способны решать, что издавать, и уж они бы Михайлова поставили на место. Но когда узнаешь, что этот шарлатан — любимый писатель губернатора, становится как-то не по себе.
— Это связано и с общей тенденцией, которую мы сейчас наблюдаем, — роль религии усиливается в политической жизни. Но есть мнение, что губернатор Петербурга — не просто верующий, он фундаменталист, который в религиозных вопросах очень хорошо разбирается. Но губернатор должен находиться над этим, несмотря на свои личные предпочтения. Учитывая миграционные потоки, которые мы сегодня наблюдаем, его задача — сохранение социального и религиозного мира. Идея слияния губернаторской власти и церкви все-таки неправильна. К тому же для усиления православного аспекта в Петербурге есть церковь, которая достаточно мощно представлена в городе.
Теперь горожане, возмутившиеся тем, что в городе и так много проблем, на решение которых требуются миллионы, выдвигают свои предположения, зачем нужны такие траты на издание книги.
Никто почему-то не заметил маленький, но очень важный пункт контракта. Срок исполнения — семь дней. Естественно, срок нереальный. Понятно, что Смольный уже давно нашел издателя, а тираж, скорее всего, уже отпечатан и лежит на складе. Также несложно подсчитать, что тираж стоит миллиона полтора, а все остальное — чистая прибыль организаторов. Вот такие чудеса в СПб.
У нас были серьезные дебаты по поводу издания религиозной литературы за бюджетные средства. Мы поднимали вопрос, кто решает, на что и сколько выделять средств. Издательское сообщество пыталось выяснить это у комитета по печати, однако руководитель этого комитета так и не смог ничего ответить. Он заявил, что ни за что ответственности не несет. Но нужно разделять — есть книги религиозные, а есть исторические. Все-таки издание об Александре Невском больше историческое. Но не нужно путать Божий дар с яичницей. У нас все-таки церковь отделена от государства, так что Богу Богово, а кесарю кесарево. К изданию религиозных книг за городские средства я отношусь негативно, хотя сам православный человек.
1 комментарий к материалу.