От Эрмитажа, где сейчас хранится рака Александра Невского, потребовали провести экспертизу подлинности этого исторического объекта. У петербургского депутата возникли подозрения, что музейщики отказываются передавать реликвию церкви, так как в зале выставлена подделка.
В Следственный комитет и ФСБ обратился депутат Андрей Анохин с просьбой проверить подлинность раки князя Александра Невского, которая сейчас хранится в Эрмитаже. Парламентарий заподозрил, что в музее выставлена подделка. Основанием для этого стал категорический отказ директора музея Михаила Пиотровского в просьбе Русской православной церкви передать реликвию церкви. Уже не первый год представители РПЦ пытаются вернуть исторический ковчег в Александро-Невскую лавру. Однако пока ни открытые письма, ни обращения в суд не помогли. Эрмитаж свою позицию не изменил и вполне логично ее поясняет.
Надгробие стоит в Зимнем дворце, вся внутренняя программа которого построена как символ военного торжества России: Фельдмаршальский зал, Военная галерея, Александр I на всех углах. И Александр Невский с его победами над немцами на Неве изображен на наших барельефах. И поэтому его надгробие совершенно замечательно вписалось в общую историческую и символическую «схему» Зимнего дворца. Наш Музей-дворец если что-то не принимает, так не принимает. А эту вещь он «принял». Миллионы людей приходят именно в Эрмитаж посмотреть на нее. Я считаю, что ничего плохого не будет, если надгробие останется в музее, а для хранения мощей святого будет изготовлена и освящена копия. Тем более что, будучи освященной и соприкоснувшись с мощами, эта копия приобретет сакральный смысл.
Однако парламентария такая позиция не устраивает, и он считает аргументы музейщиков недостаточно весомыми, чтобы отказывать в передаче святыни. По его мнению, таким образом в Эрмитаже могут прикрывать настоящее преступление. В своем обращении он напомнил о «неоднократно раскрывавшихся правоохранительными органами преступлениях, связанных с исчезновением экспонатов Эрмитажа и подменой подлинников копиями». Анохин предполагает, что раку могла постичь та же участь. Между тем в музее заявили, что подобная экспертиза уже проводилась в прошлом году и заново проводить всю работу не требуется, а также разместили видеосюжет о создании гробницы Александра Невского.
Депутат ЗакСа А.Анохин усомнился в подлинности гробницы св. Александра Невского и мощей святого и потребовал проведения экспертизы. Мощей святого в Эрмитаже нет. Они в Александро-Невской лавре. Экспертизы серебряной гробницы проведены перед началом реставрации в 2012 г.
Впрочем, настойчивому парламентарию сообщений в интернете без документального подтверждения недостаточно.
Запрос только ушел в Москву, и, конечно, я хочу получить ответ. От Эрмитажа я ничего не получал, и мне ни о каких экспертизах, проводившихся в 2012 году, неизвестно. Поэтому я хочу получить разъяснения.
В чью пользу разрешится спор, предстоит решать контролирующим структурам. А пока депутат выясняет, подлинное ли надгробие хранят музейщики, православные пытаются решить более важный для себя вопрос — возвращение святыни в Александро-Невскую лавру. Возможно, точку в деле удастся поставить патриарху Кириллу.
Вопрос о передаче раки князя Алекса Невского сейчас передан на рассмотрение патриарху Кириллу, и он примет правильное решение. Петербургская епархия сейчас этим не занимается. Это всероссийская святыня, ее освящают мощи. Она должна принадлежать не только Александро-Невской лавре, но и всей России.
В свою очередь, активисты готовы защищать святыню от всевозможных осквернений, пока вопрос с проверкой на подлинность и передачей не будет решен.
Вопрос о передаче раки сложный. Многие люди перестали воспринимать это как святыню, но понимают, что это культурная ценность, особенно это касается людей, которые никакого отношения к христианству не имеют. Я написал письмо директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, когда узнал о его планах реконструировать бал в Концертном зале, где сейчас стоит рака. Он хочет устроить просто пляски у надгробия, что некорректно. Если он идет по этому пути, то бал должен быть реконструирован полностью. А тогда никто бы не стал танцевать рядом с надгробием. Я попросил перенести раку в другой зал. Это будет корректно. А дальше посмотрим, что делать. Если на перенос у музея нет денег, я готов сам вместе с ребятами из «Народного собора» профинансировать перенос.
Вещь не украдена, а перемещена в музей. В этом перемещении не было умысла на получение прибыли или дохода. Так что речь идёт о разных идеологических трактовках. Одни считают этот объект произведением искусства, другие религиозной святыней. Поэтому нужно исходить из иерархии ценностей. Ценность экспоната для всего народа страны выше чем ценность религиозной реликвии для одной конфессии.
А зачем понадобилось проверять подлинность? Неужели некто нашел по дешевке тонну серебра и затратив много месяцев времени и немерено сил сумел сделать точную копию?
А не проверить ли самого Анохина на подлинность? Вдруг его подменили двойником — американским шпионом и он мстит за отказ в подарке какой-нибудь библиотеки?
Видео
Молебен у раки Александра Невского в Эрмитаже
Поднятый вопрос похож,на базарную торговлю, чьи аргументы перевесят, тот и должен победить.Так как рака является национальной святыней, то торг неуместен. Необходимо создать, комиссию из представителей сторон и общественности,и решить раз и навсегда, где должна находиться рака,при этом не превращая заседания комиссии в бесконечный процесс.
Ни в коем слу4ае не отдавать раку церкви. Только ЭРМИТАЖ. Произведения искусства должны находиться в музеях! А в церкви люди приходят по другим надобностям (не по сторонам глазеть)
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе