В Северной столице поставят монумент выдающемуся ученому Юрию Кнорозову. Он был первым в мире, кто сумел расшифровать письменность древних майя, причем сделал это, не выезжая за пределы Ленинграда. Историк пользовался только документами и фотографиями иероглифов коренного населения Америки.
Он писал стихи и играл на скрипке, учился в Московском государственном университете на историческом факультете, прошел войну. Но одна из главных заслуг Юрия Кнорозова в том, что он первый расшифровал язык майя. Кроме того, он исследовал происхождение индейцев и занимался дешифровкой письменности ряда мертвых языков Азии. «То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим» — так считал великий ученый, проработавший в ленинградской Кунсткамере большую часть своей жизни.
Памятник будет представлять собой стену с надписями на русском, испанском и майяском языках, рассказывающими о биографии и открытиях выдающегося историка XX века. На сегодняшний день проект монумента проходит стадию обсуждения в художественной секции градостроительного совета Петербурга. Скульптором памятника заявлен Виктор Шувалов. Спонсирует создание монумента Фонд Жорно, который уже много лет оказывает финансовую поддержку в создании и сохранении городской скульптуры. На средства фонда в Северной столице уже появились памятники А. Ахматовой, Н. Рериху и др.
Эскизный проект памятника Ю.В. Кнорозову. Скульптор В. Шувалов.
Фото: пресс-служба комитета по градостроительству и архитектуре
В одном из своих путешествий я узнал о Юрии Кнорозове, великом советском ученом, который первый в мире смог расшифровать надписи майя. Даже Мексиканский университет выделил деньги, чтобы почтить память историка. Но в нашей стране только небольшой центр, памятных знаков нет, поэтому мне пришла в голову идея создать такой знак в нашем городе. Кнорозов хоть и родился не в Петербурге, но многие годы своей жизни провел именно здесь. Место, где будет расположена архитектурно-художественная композиция, то есть двор Кунсткамеры, — значимое и ответственное. Ответственнее может быть только Дворцовая площадь или Стрелка Васильевского острова. Произведение должно быть гениальным. Мы рассматривали множество архитектурных работ, но пока ничего не нашли. Но с уверенностью можем сказать, что скульптором памятника станет Виктор Шувалов.
Юрий Жорко вышел на меня и предложил заняться этим проектом. Я согласился. Архитектурная часть еще не проработана. Место очень сложное: с одной стороны ворота, с другой — пожарные. Хорошо, что городской совет не отказал. Всё это не срочно и не сразу. Спешить не нужно. Здесь нужно одновременно соединить классическое и экзотическое. Надо найти такое решение, чтобы и тема была раскрыта, и не было скучно. Надо пройти как по лезвию бритвы.
Эскизный проект памятника Ю.В. Кнорозову. Скульптор В.Шувалов. Фото: пресс-служба комитета по градостроительству и архитектуре
Эксперты градостроительного совета Петербурга порекомендовали понизить высоту стены, а также предложили убрать излишнюю избыточность архитектурных деталей, посоветовали наполнить мемориал лишь тонким намеком на архитектуру майя. Этот вердикт не удивил создателей проекта. Они считают, что истинно гениальное произведение рождается не сразу, а постепенно, путем долгих доработок и совершенствования. Доработанный проект будет рассмотрен на следующих заседаниях градсовета.
Это смахивает на довольно мерзкую конъюнктурщину: памятный знак в виде майяского барельефа. Зачем? Для того чтобы смешить туристов? Для начала нужно память увековечить нормальным бюстом, а уже потом сообразно заслугам прочими излишествами. Чтобы не умничать в отношении памятников, скажу еще, что считаю необходимым поставить памятник археологу Рыбакову. И, пожалуйста, без стен, стел, арок и прочих башен Третьего интернационала — уважайте ученых хотя бы после смерти.
Юрий Валентинович — один из тех ученых, на которых держится наука, он своим примером способен увлечь множество людей и просто очень интересен как личность. Однако ставить памятник такому человеку в виде стены… не уверен, что это лучший способ передать его как человека. Я бы предпочел классическую статуарную форму.
Не может не радовать факт того, что память заслуг Юрия Валентиновича наконец-то найдет свое воплощение в виде памятного знака. Жаль, что происходит это спустя 14 лет после его смерти, но, думаю, здесь вполне уместно выражение «Лучше поздно, чем никогда».
Я уважаю деятельность этого выдающегося ученого. Его труды стали полезны для всей мировой общественности. Огорчает тот факт, что большинство моих знакомых понятия не имеют, кто такой Юрий Кнорозов и чем он занимался. Но ведь таких ученых надо знать! Это своего рода Моцарт, только не в музыке, а в изучении языков, поэтому вполне логично, что он заслуживает памятника или какого-либо монумента, который удостоит его заслуги.
Видео
На эскизе памятник выглядит просто грандиозно — хотелось бы посмотреть, как это все будет выглядеть, когда будет построено.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе