Когда в Петербурге запустили трамвай по Садовой улице, коммерческий перевозчик, работающий на этом маршруте, объявил социальному транспорту настоящую войну. В автобусах частной компании цена на проезд снизилась почти в два раза, а на их кабинах появились наклейки с изображением трамвая и слоганом «Мы дешевле».
В Петербурге коммерческий перевозчик резко снизил цену на одном из маршрутов, так как у него появился серьезный конкурент: горожане стали выбирать трамвай вместо привычного автобуса. Оказавшись на дублирующем маршруте, компания почувствовала отток клиентов и решила их привлечь низкими ценами. Проехать на автобусе от Сенной до площади Репина перевозчик теперь предлагает за 20 рублей, притом что в среднем в городе проезд на коммерческом транспорте стоит 30–35 рублей, а на небольших расстояниях — 28 рублей.
Справка SmartNews
Трамваи по Садовой улице запустили уже месяц назад. Они преодолевают небольшой маршрут — от Сенной до площади Репина. По данным городских властей, этот вид транспорта набирает популярность у горожан. Только за один месяц им воспользовалось около 100 тыс. пассажиров. Между тем на этом же отрезке выполняют рейсы автобусы компании «Такси-2» маршрута К-7.
Для того чтобы как можно больше пассажиров узнало о спецпредложении, на все автобусы наклеены специальные объявления со слоганом «Мы дешевле» и изображением трамвая. Кроме того, по словам пассажиров, на Садовой работает «зазывала», который рекламирует возможность сэкономить.
Корреспондент SmartNews решил подождать на остановке дешевый маршрут. Оказалось, что не только цена, но и регулярность движения транспорта может порадовать пассажиров. Как только один автобус отходит от остановки, сразу же появляется другой. Трамвай приходится ждать дольше. Однако по количеству пассажиров, например, в вечернее время два конкурента не уступают друг другу.
Я иногда пользуюсь этим маршрутом. Конечно, снижение цены всегда радует, но надолго ли это? Стоимость проезда на коммерческом транспорте в городе достигает 35 рублей. Когда есть такая возможность заработать, никто не будет держать такую низкую цену. Пенсионеры в любом случае выберут трамвай, а тот, кто торопится, вполне может предпочесть маршрутку.
Так ведь это не конкурент, из-за маршруток не закрывают регулярные маршруты, а просто не развивают, саботируют. Влияние откровенно негативное. Цены — картельный сговор, это вполне очевидно. Далее, кого штрафовать? Ведь большинство маршруток — машины отданные на откуп, то есть водила сдает оговоренную сумму, реальных сборов не знает вообще никто, а черного нала у него хватит на любые штрафы и взятки.
У нас как всегда, если и есть конкуренция — то нездоровая. Понятно, что 35р цена слишком завышена, как и 25р. Вообще, цены в Питере на многое завышены искусственно раза в два, если не в три. По-моему, 10р — это красная цена проезду, как на маршрутке, так и на трамвае-троллейбусе-автобусе.
Кстати, трамвай, ставший причиной серьезной конкуренции, не так давно подвергся нападению вандалов. На площади Репина неизвестные разрисовали транспортное средство. Как сообщает ОСП Трамвайный парк № 7, всё произошло за считаные минуты. Пока водитель и кондуктор отмечали свои путевые листы у диспетчера, злоумышленники орудовали баллончиками с краской. В довершение всего на вагоне был сорван стоп-кран.
Однако избавиться от конкурента на рельсах не так-то просто. В комитете по транспорту убеждены, что трамвай останется более востребованным транспортом по объективным причинам.
Перевозчик «Такси-2» работает на этом маршруте по договору, который заключен с городом до 2015 года. Пока вопрос о снижении стоимости проезда на социальном транспорте, в который входят и трамваи, не стоит. Впрочем, это и не требуется. Дело в том, что до 80% пассажиров используют какой-либо вид карт — это могут быть льготные карты на проезд либо единая карта, которая дает возможность использования как метрополитена, так и наземного транспорта. Для таких людей 35, 25 или 20 рублей — это всё дополнительные расходы. Поэтому спрос на трамвай не сократится. Что же касается самого снижения стоимости проезда по маршруту К-7, действительно, это сделано в связи с возникшей конкуренцией. Однако, как правило, опыт показывает, что перевозчик, выполняющий дублирующий маршрут и решивший снизить стоимость, вскоре заявляет, что маршрут нерентабельный, и он его закрывает.
Эксперты также убеждены — вряд ли все старания коммерческого перевозчика приведут к существенному оттоку пассажиров трамвая…
— На мой взгляд, вряд ли это приведет к существенному оттоку пассажиров трамвая. Есть категории населения, которые пользуются льготами в общественном транспорте, коммерческий перевозчик не может возить бесплатно школьников и пенсионеров. Что касается цены в 35 рублей. Комитетом по транспорту установлен потолок цены, и перевозчики обязаны его соблюдать. Есть длинные маршруты, есть очень популярные, есть менее популярные. В совокупности получается как раз средний тариф, который и зафиксирован документально. К7 — достаточно популярный у населения маршрут, да и вообще на Садовой редко встретишь пустой транспорт. Теперь у коммерческих перевозчиков появился достойный конкурент, произошла саморегуляция рынка. Да, на этом маршруте перевозчик может себе позволить снизить цену, но на другом, более протяженном, но менее популярном, этого сделать не получится. Никто не хочет работать в убыток. Кроме этого, транспортным компаниям необходимо обновлять парк, развивать сервис, так как ужесточаются требования Комитета по транспорту к городскому подвижному составу.
3 комментария к материалу.