Передел искусства. Москва претендует на часть коллекции картин Эрмитажа

2
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Участники круглого стола в Санкт-Петербургском медиацентре «РИА Новости» по вопросу возможной передачи картин импрессионистов в Москву.
Фото: Алексей Даничев/РИА Новости

В Петербурге разгорается скандал — часть ценнейших картин из Эрмитажа могут вывезти в московский Музей нового западного искусства. Петербуржцы уже собрали более 23 тыс. подписей в защиту коллекции. Среди тех, кто вступился за достояние главного музея Северной столицы, — известные деятели культуры, историки, депутаты.

Предложение директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой о воссоздании Музея нового западного искусства не осталось незамеченным. Эту идею она высказала в ходе прямой линии с президентом России Владимиром Путиным. Ее заявление вызвало серьезный резонанс, так как воссоздание музея предполагает возвращение коллекций, часть которых находится сейчас в Эрмитаже. Министерство культуры планирует теперь провести 21 мая расширенное совещание по этому поводу. Вопрос предполагается обсудить при участии представителей музейного сообщества. Чиновникам предстоит сделать выводы и 3 июня принять решение, появится ли новое культурное учреждение в Москве или нет. 

Для министерства прежде всего важно мнение профессионального сообщества. Сейчас на нашем сайте открыта возможность для высказывания мнений. Мы приглашаем всех ведущих профессионалов к этой дискуссии. Именно точные формулировки экспертного сообщества помогут принять решение.

По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, создать такой музей, который в 1948 году был расформирован по приказу Иосифа Сталина, можно без возращения распределенных коллекций. Он считает, что работы импрессионистов, хранящиеся сейчас в петербургском музее, уже нельзя назвать новыми, а Музей нового современного искусства должен наполняться современными полотнами. Однако Ирина Антонова настаивает на возвращении эрмитажных картин, входящих когда-то в коллекцию Щукина и Морозова, на основании которых и создавался Музей нового западного искусства.  

Этот вопрос не раз обсуждали с Ириной Александровной Антоновой. Но это не переговоры между двумя музеями. Предлагаемый передел не имеет никаких серьезных моральных оснований и является серьезным прецедентом. Это нарушает единство музейного пространства, которое мы создавали и укрепляли много лет.

Прислала
Елена Горбачева

Главный редактор киностудии «Ленфильм» Светлана Кармалита, историк, советник директора Государственного Эрмитажа Юлия Кантор, научный сотрудник отдела Западноевропейского искусства Эрмитажа Альберт Костеневич, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и писатель Даниил Гранин (слева направо) во время круглого стола в Санкт-Петербургском медиацентре «РИА Новости» по вопросу возможного переезда картин импрессионистов в Москву. Фото: Алексей Даничев/РИА Новости

В защиту коллекции импрессионистов, хранящейся в Эрмитаже, выступили горожане. Петербуржцы собрали более 10 тыс. подписей с требованием оставить картины в музее. Кроме того, с открытым письмом выступил Союз ученых и многие культурные деятели. 

Мы хотим создать Музей современного искусства, и это благое дело. Но создание такого нового учреждения культуры должно основываться на каких-то благородных жестах, на порядочности. Всё должно быть в атмосфере всеобщей радости, удовольствия и благодарности. Что будет означать такого рода добыча? Это не будет украшением нового культурного института.

Я считаю правильным предложение президента вынести эту идею на общественное обсуждение. Впервые в истории музейного дела происходит попытка передела коллекций. Но вслед за этим могут последовать претензии к Нижнему Новгороду, Казани и так далее. Я уверен, что президент никогда не пойдет на расформирование эрмитажного собрания. Как не один президент не пойдет на расформирование Лувра, Прада.

Музейное сообщество высказало серьезные опасения по поводу последствий. В случае передачи коллекции Эрмитажа могут последовать взаимные претензии от музеев как внутри страны, так и за ее пределами.  

— Музей нового западного искусства — это памятник беззакония. Там были собраны ограбленные коллекции меценатов. Если у Эрмитажа отберут коллекцию, это будет выглядеть как продолжение большевистского подхода. И это будет опаснейший прецедент. В течение всего времени единый государственный музейный фонд перераспределялся по разным музеям. В случае передачи картин из Петербурга в Москву у Воронеж появятся основания предъявить претензии к Твери, у Твери — к Тихвину, у Тихвина — к Великому Новгороду и так далее. Мы получим не только внутрироссийский конфликт, но и претензии со стороны бывших союзных республик.

— Это ящик Пандоры. Если только начнется процесс внутренней музейной реституции даже по убедительным причинам, то это будет началом такого процесса по всей стране. Любая музейная коллекция складывалась долго, и она состоит из предметов не только его музея, поэтому всегда есть претензии. Наша коллекция после войны вернулась ополовиненная. Один из дворцов тогда был передан Министерству обороны, и экспонаты оказались в Павловске, Эрмитаже. Они там остались навсегда. Теперь мы восстанавливаем этот дворец, и музей встали перед вопросом его наполнения. Но это путь не административных решений, а путь переговоров.

Видео

Видео взято у пользователя Имперское ТВ

Прислал
Висасуарий Тартышов

Всё банально и просто. Кто-то хочет «погреть» на этом руки. Отдадут 1500 полотен (к примеру), по бумагам пройдут 1400, до места доедут 1350, еще сотни 1,5-2 навсегда «потеряются» в запасниках уже нового музея («ну нет у нас пока места, чтобы выставлять все полотна, но мы это обязательно сделаем, правда-правда!»)… а потом эти полотна совершенно случайно (и конечно же по непроверенным слухам) окажутся в частных и закрытых коллекциях нуворишей. Вот только поделать уже ничего нельзя будет и станет поздно исправлять.

Прислала
Катерина Соколова

Ну не честно! А почему именно Эрмитаж должен отдать картины в Москву? У нас в Петербурге места под музей не найдется? Давайте-ка вы к нам)))

А если серьезно, то Михаил Пиатровский прав в том, что работы импрессионистов, хранящиеся сейчас в петербургском музее, уже нельзя назвать новыми. Они были новыми в старом музее, в 1948 году расформированном. Сейчас их таковыми не назовешь уже. Стройте музей, ищите таланты в современном мире.

Автор

Ольга Першина

Над статьей работали

Елена Горбачева, Висасуарий Тартышов, Надежда Сокирская, Катерина Соколова

2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Катерина Соколова 16 мая 2013, 16:24, Изменено: 17 мая 2013, 22:45

Ну не честно! А почему именно Эрмитаж должен отдать картины в Москву? У нас в Петербурге места под музей не найдется? Давайте-ка вы к нам)))
А если серьезно, то Михаил Пиатровский прав в том, что работы импрессионистов, хранящиеся сейчас в петербургском музее, уже нельзя назвать новыми. Они были новыми в старом музее, в 1948 году расформированном. Сейчас их таковыми не назовешь уже. Стройте музей, ищите таланты в современном мире.

Отмечено
редакцией

Висасуарий Тартышов 17 мая 2013, 18:26, Изменено: 17 мая 2013, 22:44

Всё банально и просто. Кто-то хочет "погреть" на этом руки. Отдадут 1500 полотен (к примеру), по бумагам пройдут 1400, до места доедут 1350, еще сотни 1,5-2 навсегда "потеряются" в запасниках уже нового музея ("ну нет у нас пока места, чтобы выставлять все полотна, но мы это обязательно сделаем, правда-правда!")... а потом эти полотна совершенно случайно (и конечно же по непроверенным слухам) окажутся в частных и закрытых коллекциях нуворишей. Вот только поделать уже ничего нельзя будет и станет поздно исправлять.

Добавить комментарий

Новое на сайте