В Петербурге разгорается скандал — часть ценнейших картин из Эрмитажа могут вывезти в московский Музей нового западного искусства. Петербуржцы уже собрали более 23 тыс. подписей в защиту коллекции. Среди тех, кто вступился за достояние главного музея Северной столицы, — известные деятели культуры, историки, депутаты.
Предложение директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой о воссоздании Музея нового западного искусства не осталось незамеченным. Эту идею она высказала в ходе прямой линии с президентом России Владимиром Путиным. Ее заявление вызвало серьезный резонанс, так как воссоздание музея предполагает возвращение коллекций, часть которых находится сейчас в Эрмитаже. Министерство культуры планирует теперь провести 21 мая расширенное совещание по этому поводу. Вопрос предполагается обсудить при участии представителей музейного сообщества. Чиновникам предстоит сделать выводы и 3 июня принять решение, появится ли новое культурное учреждение в Москве или нет.
Для министерства прежде всего важно мнение профессионального сообщества. Сейчас на нашем сайте открыта возможность для высказывания мнений. Мы приглашаем всех ведущих профессионалов к этой дискуссии. Именно точные формулировки экспертного сообщества помогут принять решение.
Этот вопрос не раз обсуждали с Ириной Александровной Антоновой. Но это не переговоры между двумя музеями. Предлагаемый передел не имеет никаких серьезных моральных оснований и является серьезным прецедентом. Это нарушает единство музейного пространства, которое мы создавали и укрепляли много лет.
Главный редактор киностудии «Ленфильм» Светлана Кармалита, историк, советник директора Государственного Эрмитажа Юлия Кантор, научный сотрудник отдела Западноевропейского искусства Эрмитажа Альберт Костеневич, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и писатель Даниил Гранин (слева направо) во время круглого стола в Санкт-Петербургском медиацентре «РИА Новости» по вопросу возможного переезда картин импрессионистов в Москву. Фото: Алексей Даничев/РИА Новости
В защиту коллекции импрессионистов, хранящейся в Эрмитаже, выступили горожане. Петербуржцы собрали более 10 тыс. подписей с требованием оставить картины в музее. Кроме того, с открытым письмом выступил Союз ученых и многие культурные деятели.
Мы хотим создать Музей современного искусства, и это благое дело. Но создание такого нового учреждения культуры должно основываться на каких-то благородных жестах, на порядочности. Всё должно быть в атмосфере всеобщей радости, удовольствия и благодарности. Что будет означать такого рода добыча? Это не будет украшением нового культурного института.
Я считаю правильным предложение президента вынести эту идею на общественное обсуждение. Впервые в истории музейного дела происходит попытка передела коллекций. Но вслед за этим могут последовать претензии к Нижнему Новгороду, Казани и так далее. Я уверен, что президент никогда не пойдет на расформирование эрмитажного собрания. Как не один президент не пойдет на расформирование Лувра, Прада.
— Музей нового западного искусства — это памятник беззакония. Там были собраны ограбленные коллекции меценатов. Если у Эрмитажа отберут коллекцию, это будет выглядеть как продолжение большевистского подхода. И это будет опаснейший прецедент. В течение всего времени единый государственный музейный фонд перераспределялся по разным музеям. В случае передачи картин из Петербурга в Москву у Воронеж появятся основания предъявить претензии к Твери, у Твери — к Тихвину, у Тихвина — к Великому Новгороду и так далее. Мы получим не только внутрироссийский конфликт, но и претензии со стороны бывших союзных республик.
— Это ящик Пандоры. Если только начнется процесс внутренней музейной реституции даже по убедительным причинам, то это будет началом такого процесса по всей стране. Любая музейная коллекция складывалась долго, и она состоит из предметов не только его музея, поэтому всегда есть претензии. Наша коллекция после войны вернулась ополовиненная. Один из дворцов тогда был передан Министерству обороны, и экспонаты оказались в Павловске, Эрмитаже. Они там остались навсегда. Теперь мы восстанавливаем этот дворец, и музей встали перед вопросом его наполнения. Но это путь не административных решений, а путь переговоров.
Видео
Видео взято у пользователя Имперское ТВ
Всё банально и просто. Кто-то хочет «погреть» на этом руки. Отдадут 1500 полотен (к примеру), по бумагам пройдут 1400, до места доедут 1350, еще сотни 1,5-2 навсегда «потеряются» в запасниках уже нового музея («ну нет у нас пока места, чтобы выставлять все полотна, но мы это обязательно сделаем, правда-правда!»)… а потом эти полотна совершенно случайно (и конечно же по непроверенным слухам) окажутся в частных и закрытых коллекциях нуворишей. Вот только поделать уже ничего нельзя будет и станет поздно исправлять.
Ну не честно! А почему именно Эрмитаж должен отдать картины в Москву? У нас в Петербурге места под музей не найдется? Давайте-ка вы к нам)))
А если серьезно, то Михаил Пиатровский прав в том, что работы импрессионистов, хранящиеся сейчас в петербургском музее, уже нельзя назвать новыми. Они были новыми в старом музее, в 1948 году расформированном. Сейчас их таковыми не назовешь уже. Стройте музей, ищите таланты в современном мире.
2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе