Петербургский дизайнер Ия Йоц судится с Эрмитажем. Модельер использовала в оформлении своего магазина монохромное изображение картины Томаса Гейнсборо, которая находится в музее. В итоге хранители культурного наследия заявили о своих правах на полотно великого мастера.
Петербургскому дизайнеру Ие Йоц пришлось пройти через несколько судов, однако ни одно решение пока так и не оказалось в ее пользу. Государственный Эрмитаж вспомнил о Фемиде, когда сотрудники музея заметили на сайте и в магазине модельера монохромное изображение известной картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом».
Это портрет герцогини де Бофор, который был написан английским живописцем в 1770-1780-х годах. В коллекцию Эрмитажа она вошла в 1916 году и стала единственной работой художника, хранящейся в России. Эрмитаж потребовал запретить Ие Йоц использовать это изображение, так как, согласно их заявлению, все права на картину принадлежат музею.
Хранителям шедевра удалось доказать свой статус правообладателя, основываясь на том, что картина входит в государственный музейный фонд и является музейной собственностью. Суд встал на сторону музейщиков.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что истцом доказан факт нарушения предпринимателем Йоц прав Государственного Эрмитажа путем использования спорного стилизованного рисунка в качестве эмблемы дизайнерским магазином одежды «Ия Йоц».
Между тем дизайнер не намерена соглашаться с таким постановлением. Ия Йоц готова дойти до Верховного суда. Она продолжает настаивать на том, что эта картина — общественное достояние, а значит, ее изображение можно использовать без каких-либо отчислений. Кроме того, в заимствовании образа «Дамы в голубом» есть несколько нюансов. Во-первых, изображение не использовалось для коммерческой выгоды. Во-вторых, это было не прямое копирование, а лишь отсыл к известному полотну.
Томас Гейнсборо. Дама в голубом. Фото: painting.artyx.ru
Мы и дальше будем обращаться в суд, так как намерены создать прецедент. Эта картина — культурный пласт, который принадлежит всему миру. А меня хотели заставить платить за то, что я использую схожее изображение. Мы же с Эрмитажем не сразу перешли к судебным искам. Сначала была длительная переписка, в которой мне заявили, что я могу использовать изображение в течение пяти лет совершенно безвозмездно. Однако по истечении этого срока мои работы уже должны перейти музею. Сегодня я работаю по 18 часов в день, у меня два года не было отпуска, и я, несмотря на то что у меня маленький ребенок, продолжаю заниматься своим делом. И после того как я вложила столько труда, я почему-то должна всё это отдать. Я не понимаю, почему Эрмитаж занял такую позицию.
Стоит отметить, что многие дизайнеры с мировым именем часто обращаются к известным шедеврам. Например, предметы искусства часто вдохновляют Дольче и Габбана. Так, в последней коллекции они использовали принты с изображением мозаик, которыми украшен храм в сицилийском городе Монреале.
Дизайнеры используют изображение мировых шедевров. Они могут что-то изменять, дополнять, но всё считывается. Как, например, Дольче и Габбана обращаются к эпохе Возрождения. Но о таких случаях, как со мной, я никогда не слышала. Изображение, которое использовала я, лишь отсылает к картине Гейнсборо. На самом деле монохромный рисунок делали с меня, это я, но в образе дамы той эпохи. Дело в том, что всё мое творчество проникнуто тем временем. Я на этом изображении не зарабатываю, а оно меня только вдохновляет.
— Существует закон о музеях, который наделяет их возможностью с целью особой охраны культурного наследия запрещать использовать изображение того или иного шедевра. И уже неважно, каким образом оно представлено — черно-белое или цветное. Поэтому формально, с юридической точки зрения, к музею в этом плане никаких претензий нет, так как у него есть такое право и он им воспользовался. Что же касается этической точки зрения, то это уже другой вопрос.
Видео
Видео взято у пользователя dscdchannel
Признаться, я тоже, как Ия Йоц, считал, что хранящиеся в музеях нашей страны произведения искусства принадлежат народу. И мы, как представители многонационального народа нашей страны, можем распоряжаться их образами в своем творчестве по своему усмотрению. А оказывается – только по усмотрению смотрителей музеев! Видимо, депутаты, принимавшие федеральный закон о музеях, по многолетней привычке, приобретенной вне стен законодательной палаты, перепутали смотрителей со смотрящими.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе