Курман Байчоров. Фото: dumsk.com
Скандал вокруг имама мечети Кисловодска Курмана Байчорова разгорается в Ставрополье. В последний день празднования Курбан-байрама его задержали в состоянии наркотического опьянения. При нем была порция героина.
В Кисловодске был арестован заместитель муфтия Ставропольского края имам мечети Кисловодска Курман Байчоров. Он был задержан в последний день празднования мусульманского праздника Курбан-байрам за рулем автомобиля в состоянии наркотического опьянения. В ходе обыска при нем был обнаружен пакетик с героином весом в 4 грамма.
18 октября в 23:30 в поселке Мирном Предгорного района Ставрополья при проведении оперативно-разыскных мероприятий была остановлена автомашина ВАЗ-21124, за рулем которой находился 46-летний местный житель. При проверке документов он стал вести себя неадекватно, оказав неповиновение сотрудникам полиции. В ходе личного досмотра у подозреваемого в левом наружном кармане куртки был обнаружен и изъят полимерный пакет с веществом светлого цвета и таблетки в упаковке из фольги желтого цвета. Согласно заключению эксперта, сыпучее вещество светлого цвета является кустарным наркотическим средством — смесью, содержащей героин, массой 4,127 грамма, что является крупным размером. По данному факту СО ОМВД России по Предгорному району возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 228 УК РФ. На первоначальном допросе он пояснил, что данное вещество приобрел в аптеке как лекарство от кашля. Употребление задержанным изъятого наркотика подтвердили и анализы мочи, взятые у него.
Изначально в сводках полиции задержанный не значился ни как имам, ни как религиозный деятель. Просто задержанный. Но спустя два дня, когда уже и суд подтвердил правомерность задержания Курмана Байчорова, определив два месяца задержания для проведения необходимых следственных действий, вдруг всплыло, что он имам Кисловодской мечети, к тому же заместитель муфтия Ставропольского края.
Муфтий Мухаммад Хаджи Рахимов сейчас призывает не делать поспешных выводов и дождаться окончательных выводов следствия. Конечно, комментировать что-то в подобной ситуации тяжело, поэтому муфтият пока воздержится от комментариев. Но в любом случае Курмана Байчорова у нас вам охарактеризуют только с хорошей стороны. Мы надеемся, что следствие справедливо разберется в этой ситуации.
У Курмана Байчорова действительно большой послужной список. В мусульманской общине Кисловодска и Ставрополья он явно человек не случайный. В свое время он получил религиозное образование в Стамбуле, в вузе под названием Мраморный университет. Там же окончил факультет востоковедения, а в общей сложности на образование затратил более семи лет. Пять лет назад он служил имамом Кисловодска, позже — заместителем муфтия Карачаево-Черкесии, а с осени 2013 года исполняет обязанности главного имама центральной Кисловодской мечети, исламских храмов, расположенных в прилегающих к городу населенных пунктах, и двух мечетей в поселке Мирном, что в Предгорном районе Ставропольского края. На сайте Духовного управления мусульман Ставрополья он обозначен как заместитель муфтия СК.
Сейчас его бывший коллега муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил-хаджи Бердыев (в прошлом Байчоров был его помощником) также отвергает любые подозрения о причастности Байчорова к обороту наркотиков. Тем более как раз последняя, пятничная проповедь Байчорова была посвящена вреду алкоголя и наркотиков.
Обвинять Байчорова в хранении и употреблении наркотиков — абсурд, я его хорошо знаю, он настоящий мусульманин, строго следующий слову Аллаха.
Мусульманская община Кисловодска сейчас обсуждает подробности его задержания и обвинения и строит свои догадки.
Он ехал домой с приусадебного участка, когда на трех автомобилях его жигуленок блокировали. Выскочили люди в масках, вооруженные, вытащили его из машины, потребовали документы. Байчоров документы отдал, а потом они насильно посадили его к себе в автомобиль и увезли. Позже у него нашли этот пакетик с героином. Не верю я в то, что он с собой будет носить какие-то пакетики с наркотой. Тем более приписали ему сопротивление полиции. А вы попробуйте понять, кто вас задерживает, если люди в масках и вооруженные. У нас неспокойный регион, а они разве представляются? Дело в другом тут. У нас требуют, чтобы снесли наши мечети, они почти построены уже, нам дали их построить, а теперь говорят: сносите! Байчоров бился с властями за эти мечети, все население поселка встало ему в помощь. Теперь видите, как решили разрулить эту проблему?
SmartNews уже писал о проблеме мечетей на Ставрополье. Напомним, в Пятигорске и Кисловодске были построены три мечети — все без единого разрешительного документа. В Пятигорске — в самом центре жилого квартала, а в Кисловодске — на участках, которые выдавались местным жителям под индивидуальное жилое строительство. Когда горожане столкнулись с проблемами в ходе пятничных молитв и намазов, они стали обращаться к властям и в прокуратуру. К тому же возведение религиозных центров дало ощутимую нагрузку на коммуникации и велось без единой строительной экспертизы, что могло повлечь человеческие жертвы. Суд поддержал требования властей и горожан о сносе мечетей, и в мае 2013 года было вынесено постановление об этом, а затем это решение подтвердил Верховный суд России. Но лидер мусульманской общины Ставропольского края Мухаммад Хаджи Рахимов в ответ на законные требования пообещал устроить в знак протеста коллективный намаз на центральной площади Пятигорска напротив дома администрации. Но акция не состоялась. За две недели до нее муфтий Ставрополья объявил, что у него состоялась договоренность с властями и протестовать более не требуется.
Тем не менее тема борьбы за эти мечети теперь всплыла с новой силой.
Зачем, спрашивается, было задерживать его вооруженным людям в масках? Обычных наркоманов так не задерживают. Просто его решили скомпрометировать за слишком активную религиозную деятельность. В Кисловодске каждую пятницу проходят пятничные молитвы, собирается до 900 человек. Только карачаевцев — этнических мусульман в Кисловодске живет 20 тысяч. Нам мечетей не хватает, а что прикажете, прямо на улицах молиться? К нам приезжает очень много мусульман из Башкирии, Татарстана, Средней Азии. Байчоров стал имамом кисловодской уммы и активно боролся за сохранение тех мечетей, что уже построили. Он договаривался с властями, просил их помочь в оформлении документов. Ему согласно кивали, а теперь вот так проблему решили, получается.
Примечательно, что на сайте Духовного управления мусульман Ставропольского края сам Байчоров в октябре нынешнего года дает интервью и говорит о «тесном рабочем взаимодействии» как с органами власти, так и «со всеми этническими и религиозными общинами». Все эти слова в интервью касаются деятельности всех мечетей Кисловодска, в том числе тех, что по решению суда подлежат сносу.
В Кисловодске сейчас три мечети. Центральная мечеть, мечеть поселка Индустриальный и мечеть поселка Нарзанный. Есть еще и четвертая мечеть в поселке Белореченский.
Тем не менее противостояние в Кисловодске по поводу мечетей все-таки было. Но не потому, что местные власти оказались такими безбожниками, а потому, что мусульманская община стала строить, не согласовав это ни с властями, ни с градостроительным комитетом, на свой страх и риск. Именно Байчорову принадлежит идея перестроить в мечеть, достроив два минарета и молельный дом,здание, расположенное в центре Кисловодска по соседству с православным храмом. Городские власти в свое время категорически запретили это делать, пригрозив снести новые строения как незаконные (молельный дом, в котором Байчоров проводит джума-намаз — коллективную молитву и читает проповеди, имеет статус частного строения, и перестроить его в мечеть нельзя без соответствующего разрешения и без проведения публичных слушаний горожан).
Тем временем по факту происшествия следственными органами региона возбуждено дело по части 2 статьи 228 УК РФ («Хранение наркотиков в крупном размере»). Задержанному грозит до десяти лет лишения свободы. Пока он арестован на два месяца.
Видео
Имама Кисловодска посадили на героин?
Видео: Большой Кавказ на YouTube
21 комментарий к материалу.