Свист нагаек, запахи хутора, шелест длинных женских юбок, пыль от проскакавшего всадника на коне. Это не съемки фильма о казачьем быте. На Ставрополье открыли единственную в России этнодеревню казаков-некрасовцев, которые живут будто бы в XVIII веке.
Община казаков-некрасовцев 50 лет назад вернулась из Турции и до сих пор не перестает удивлять исследователей и этнографов. Их культура не имеет аналогов в мире. Этнос потомков донских некрасовцев изучали ученые и до сих пор задают вопросы: каким образом, прожив три века на чужбине, этот народ сумел не только не раствориться в чужеземной среде, но и полностью сохранить свою самобытность, культуру и даже язык допетровской эпохи.
Главный герой их былин и сказаний — бесстрашный атаман Игнат Некрасов. Свод законов общины — «Игнатовская Книга», она до сих пор хранится в войсковой церкви и называется «Заветы Игната Некрасова». Атаман написал их почти 300 лет назад, и до сих пор его последователи придерживаются этого свода: им не стоит родниться с иноверцами, каждому нужно овладеть ремеслом и работать, при этом третью часть заработка обязательно отдавать в войсковую казну. Это средства на нужды церкви и школ, на оружие и помощь нуждающимся.
250 лет за границей в Турции плюс 50 лет в Советском Союзе совершенно не сказались на устоях и мировоззрении жителей маленькой казачьей общины. Несколько семей, замкнутых в своей вере и мировоззрении, оказались сильнее многих государств — они выстояли, сохранились, не сменили название и веру, и теперь готовы делиться опытом.
Мы не секта, как многие могут подумать. Мы — совершенно открытая община, просто долгое время на чужбине пришлось жить в замкнутом пространстве, в определенных ограничениях, которые сами же себе и поставили. Когда 50 лет назад наша община переселилась из Турции обратно в Россию (тогда был Советский Союз), вот тогда, конечно, нам здорово удивлялись. Мы вернулись, как нам сказали, как будто из прошлого. Даже языковой барьер был. Нас тогда даже коверкали: «Двести лет ф Турсии прожили, а к туркам мы ни прилучилися. Мы платю свою ни смянили и язык ни поломали». Да, мы так и разговаривали! Потом, правда, немного речь подправилась — все таки в колхозе живем, взаимодействовать как-то надо. То есть по приезде сюда некоторые правила все таки стали ломаться.
Для того, чтобы понять, что за народ такой — некрасовцы, надо совершить небольшой экскурс в историю. Некрасовцы — это донские казаки, участвовавшие под предводительством атамана Игната Некрасова в восстании (1701-1708 годов). Большинство сторонников Игната составляли беглые крестьяне-«новоприходцы» (придя на Дон, царские войска устроили за ними настоящую охоту), а также старообрядцы, бежавшие на Дон от никонианства. После поражения отряда казаки с семьями численностью 2500 человек поступили на службу Турции, и в 1791 году около 3000 казаков-некрасовцев, вытесненные царской армией, мигрировали в Турцию.
Поселившись там, казаки создали автономную замкнутую общину, управляемую кругом и атаманами. Общественное устройство общины, быт, семья, нравственные устои, образование определялись «заветами Игната Некрасова». Эта своеобразная конституция впоследствии дополнялась новыми поколениями. Но все законы независимо от времени их происхождения до сих пор называются «Заветы Игната». Царское правительство несколько раз предлагало некрасовцам вернуться в Россию. Но один из главных заветов гласил: «Царизме не покоряться, при царизме в Расею не возвращаться».
С 1912 года, с разрешения русского правительства, некрасовское казачество постепенно стало возвращаться в Россию, маленькими группами. Первых переселенцев поселили на Кавказе и Кубани. А в сентябре 1962 года из Турции в Россию отправилась на теплоходе последняя и самая многочисленная группа из 215 оставшихся там семей — всего 999 человек под руководством атамана Саничева. На теплоходе (добрый знак!) родился тысячный переселенец — Семен Бабаев, который и поныне живет в селе Левокумка. А уже по приезде в селе родился и 1001 первый — Кондрат Шепелев. Тоже здравствует.
Основным занятием переселившихся казаков стало виноградарство. Казаки построили старообрядческие церкви — Успенскую и Свято-Троицкую. Живут открытой общиной. Но — не меняются!
Что сказать? Потомки донских казаков — некрасовцы, сейчас гордость и конек нашего района. Здесь есть чему удивляться. Это консервативная группа, она сохранила патриархальный уклад и свои вековые традиции, язык, о котором помнят только в церковных приходах. Сюда к нам не раз за полвека приезжали ученые-этнографы и фольклористы, записать их песни, былины, сказания. Конечно, они не живут в глиняных мазанках сейчас, не прядут как в старину, чтоб одеваться. Но попроси любую молодуху истопить печь и приготовить карны-ярык (пирог с овощами) или плющинду (пирог с тыквой) — все сделает. По сотовому телефону сейчас даже бабушки разговаривают, а попроси ее рассказать что-нибудь на языке петровской эпохи — без запинки! Конечно, они ассимилировались со временем, приобщились к современному быту, а было время, когда старики, приехав сюда в советское время, расписывались в ведомостях крестиком — они просто не знали грамоты. Жили то общиной, в турецкую школу не ходили, грамоту турецкую не учили, зато знали наизусть сказания и былины про Игната бесстрашного казака.
В 2012 году правительство Ставрополья решило на основе этноса некрасовцев построить туркластер в поселке Левокумка, где сейчас компактно проживает основная масса потомков некрасовцев — около 750 человек. Туристическая деревня — это две хаты, подворья, оснащение музея. Приезжая сюда, туристы сразу окунаются как будто в прошлое — в атмосферу быта донских казаков XVII–XVIII века. Здесь можно набрать колодезной воды, поучаствовать в обрядах и попробовать на вкус блюда. Самое необычное из них — рыбный студень.
Рыбу сначала сушат, запекают в печке, потом обдают кипятком и рвут ее руками на части, а потом бросают кусочки в квас. Вкусно невероятно! А в основном блюда все простые — на основе картошки, свеклы, капусты. Все рецепты для гостей готовятся только в печи, как в старину. Пока туристов водят по подворью, показывают курник (курятник), сараи, сенник, огород, хозяйка топит печь и готовит обед. Как раз к концу экскурсии все на запах подтягиваются к обеду. Со временем заведем живность — козочку, курочек. Все как в старину хозяйства были. А за водой – пожалуйте к студеному колодцу.
Силами старожилов собрали более 1000 предметов в местный музей. Правда, некрасовцы в основном отдавали то, что уже не пригодится в быту или что можно заменить. А вот старинный серебряный крестик, с которым предки еще 300 лет назад уезжали в Турцию, до сих пор у некоторых висит на шее.
Крестик нательный ношу, он достался от деда, и у сына моего крестику столько же лет, если не больше. Это у нас не отдается, только в семьях хранится.
В конце 1990-х годов у нас в поселке создали этнографический музей и центр традиционной русской культуры. В дар музею местные жители передали коллекции костюмов, в том числе привезенные из Турции, предметы религиозного культа, семейные фотографии и предметы домашнего обихода. По фотографиям можно узнать, как жители встречали некрасовцев, как казаки трудились в винсовхозе «Левокумский», как дети впервые узнали, что такое детский сад, русская школа, занятия в фольклорном коллективе. Благодаря энтузиастам-собирателям теперь можно узнать 300-летнюю историю казаков-некрасовцев, сохранивших русские традиции со времен царствования Петра I — а это и старорусский язык, и одежда петровских времен, и орфография с и грамматикой XVII века, и искусство древнерусского церковного пения, и былины, исторические обряды. С вами даже могут поговорить на том языке. Интересно, что костюмы некрасовцев резко отличаются восточной яркостью и пестротой. Оказывается, на чужбине община старалась сохранить народные вышивку, рукоделие, традиции одеваться. Но ткани приходилось приобретать на местном рынке в Турции, и получился этакий симбиоз — очень ярко, самобытно, неповторимо. Что еще отразилось на быте некрасовцев? Они привезли с собой турецкие столики, за которыми пили чай и кофе, садились за них, поджав ноги. И когда они приехали в советское время в колхоз, то все до единого, как будто ряженые, ходили в своей одежде, готовили еду в русской печи, и что больше всего поражало односельчан — в холода одевали кожаные одежды и обувь! Тогда многие возмущались, как так? На работу — и в коже, это что за роскошь такая! Ну и конечно, удивительно, как в советское атеистическое время они как то умудрились сохранить веру, а в этом вопросе устои у них жесткие.
Правда, Семен Бабаев, тот самый казак, который родился на пароходе, сейчас сетует, что с переселением на родину самобытность их этноса теряется.
Один из заветов Игната был — не родниться с иноверами. Там, в Турции, этот завет свято чтили, никого извне к нам не впускали. А здесь родниться можно стало помимо общины — вокруг все свои. Мы же все — христиане, чего делить-то? Правда, некоторое время по возвращении в Россию еще строго соблюдали некоторые традиции. Заветы у нас суровые были — публичная порка за непочтение к родителям, и закапывание в землю по шею неверной жены. Местное население из-за этого смотрело на нас сначала как на дикарей. Но потом мы стали отходить от самых суровых заветов. Но традиции от этого не теряются. Вот не принято у нас в семьях разводиться, и нет разводов. Но что остается неизменным — это обряды. Ведь сейчас как венчают? Пяти минут и все — муж и жена. У нас и венчают, и отпевают, и службы служат как в старину — по два часа, со всеми положенными обрядами и молитвами. Так к нам даже из Москвы и Санкт-Петербурга едут венчаться, зная, что по вере, как положено, это у нас до сих пор делается.
В селе сейчас проживает и дочь последнего атамана некрасовцев, избранного еще в 1955 году, Василия Саничева. Он стал последним атаманом, избранным на турецкой земле, и приведшим последнюю и самую многочисленную группу некрасовцев на родину. У нее сейчас четверо внуков, а сама она помнит, как ехали на родину по морю.
Мы покинули Турцию маленькими девочками, но до сих пор помним и отца, и все события, связанные с возвращением. Хоть мы и жили в Турции, но каждое поколение некрасовцев с малых лет воспитывалось в любви к России и с надеждой на возвращение. Первые серьезные попытки вернуться были после 1917 года. Но в России началось расказачивание, и наоборот, именно к нам в Турцию стали прибывать казаки из Советов. По-настоящему занялся переселением наш отец, Василий Порфирьевич. Он был последним атаманом некрасовцев, избранным в 1955 году. К нему и пришли казаки всем миром. Он был одним из самых грамотных людей, учителем. Сперва отец боялся брать на себя такую ответственность. Но во сне явилась ему Богородица и обещала свою поддержку. Он несколько лет вел переговоры с правительством Советского Союза, и только к 1962 году все получилось.
Сейчас в Левокумке проживают около 200 семей некрасовцев, и здесь, на Ставрополье, они представляют самую большую группу в стране. По России и за рубежом еще сохранились этнические группы некрасовцев, но они разрозненны, и только здесь у них есть отныне своя этническая станица, куда могут приезжать туристы знакомиться с их самобытной культурой и историей.
Кстати, одним из первых посетителей этнодеревни стал и. о. губернатора Ставрополья Владимир Владимиров.
Уверен, работа объекта будет с интересом встречена всеми отдыхающими в нашем регионе. Ежегодно Ставрополье посещают более миллиона туристов. Расширив ассортимент турпродукта, край сможет рассчитывать на увеличение этого потока, улучшение своего имиджа, привлечение инвестиций, в том числе, в туристскую отрасль. Это — важное направление. Особого внимания заслуживает то, что этнодеревня есть живое воплощение народных истории и культуры, которые люди должны знать.
Видео
Подворья казаков-некрасовцев открыты для туристов
Видео: ГТРК «Ставрополье» на YouTube
3 комментария к материалу.