Выше пробок. Жители Ставрополья меняют автомобили на самолеты

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Сергей Удальцов. Фото: SmartNews

Авиашколы Ставрополья набирают популярность среди местных жителей. Особым спросом подобные курсы пользуются у бизнесменов. Руководители авиацентров считают, что через несколько десятилетий небольшие самолеты составят конкуренцию автомобилям.

Сегодня будни любого автомобилиста в городе — это пробки. Ежедневно эта проблема поглощает массу времени и нервов. Многие с завистью смотрят фильмы о будущем, где люди передвигаются в огромных мегаполисах на летающих автомобилях.

В кино это все же выглядит достаточно фантастически, а вот в реальной жизни, оказывается, уже есть смельчаки, которые автомобилям предпочитают самолеты. И авиашколы, где будущих пилотов обучают летному мастерству, уже давно не фантастика. На Ставрополье их две — под Ставрополем и в Георгиевском районе.

Руководители авиацентров говорят, что владеть самолетом — дорогое удовольствие, но тем, кому нужна оперативность, например бизнесменам, этот вид транспорта придется как нельзя кстати. 

Оговоримся сразу: обладать самолетом и летать на нем — это удовольствие для достаточно обеспеченных людей, у которых есть потребность быть мобильными и не терять время подолгу в пробках. Довольно часто предпринимателям из Ставрополя, например, нужно мотаться в другие регионы. И все это должно укладываться в короткий промежуток времени. У нас уже есть такое понятие, как аэротакси. Задействуется 9-местный самолет, где билет для пассажира, грубо говоря, обойдется в сумму около 1000 рублей за 100 км. Опять же, если все места будут куплены. Если пассажир один, то стоимость, соответственно, выше. И тем не менее такая услуга пользуется спросом. Но я считаю, если есть необходимость в таких передвижениях, дешевле выйдет выучиться и самому водить самолет.

Самолет Южного авиацентра. Фото: SmartNews

Авиационный центр в Ставрополе пару лет назад открыл бывший военный летчик Сергей Минаев. Хотя выражение «бывший» в отношении летчиков — понятие некорректное. После сокращения из ВВС он работал руководителем Ставропольского аэроклуба ДОСААФ, потом занялся созданием собственного авиационного центра. Потому что для настоящего летчика бросить небо невозможно. Тот, кто хоть раз поднимал самолет, уже не сможет не летать. Авиация — это удел фанатиков, так считается в этой среде. И сегодня Сергей Минаев, собрав команду единомышленников и за свой счет построив авиабазу, учит будущих пилотов. 

Мы организовали авиацентр, где готовим пилотов именно гражданской авиации. У нас есть лицензия, все законно и по правилам. Курсы летчиков длятся не меньше двух лет. Всю зиму в классах учим теорию, потом практика, налеты. Это достаточно дорогое удовольствие. Чтобы получить удостоверение летчика, нужно не менее двух лет учиться. Обучение на двухместном самолете Cessna обойдется курсанту в 100 тыс. рублей, на четырехместном — в 200 тысяч. Сюда входит теория и практика, а также налеты — для этого нужно не менее 42 часов, и то лучше больше. При этом обучение полетам нельзя сравнивать с обучением вождению на автомобиле. В автомобиле водитель сможет остановиться и выйти в случае чего. А в самолете невозможно сделать остановку в небе. Поэтому, если пилот-инструктор видит, что курсанту еще рано давать штурвал, он не даст.

В Георгиевском районе в марте 2013 года открылась еще одна база — Южный авиационный центр. Это общественная организация, которая объединила всех, кто предан небу. Здесь на территории в 26 га расположился аэроклуб, работает пилотажная группа, действует летная школа, планируется создание парашютного звена, разработана система допризывной подготовки молодежи. Уже к весне 2014 года центр готовится получить лицензию от министерства образования на проведение курсов для подготовки гражданских пилотов.

Как возник этот центр? Четверо профессиональных летчиков однажды объединились и решили создать новое авиационное предприятие — Южный авиационный центр. За полгода сделано многое: полностью оснащен аэродром, организована инфраструктура, ведется активная летная работа. Разработаны планы на будущее. Главное — работа с молодежью, создание привлекательного инвестиционного климата и формирование нового бренда региона: развитие авиационного туризма, проведение воздушных экскурсий, авиационных шоу, общегородских праздников, всероссийских авиационных слетов. Сегодня здесь работают 15 человек — это летчики-инструкторы, инженеры, за плечами у каждого десятилетия летной жизни, в том числе участие в боевых действиях и выполнение задач в других государствах. Все они — воздушные асы, мастера своего дела.

Лидия Ткачева. Фото: SmartNews

Сейчас в арсенале Южного авиационного центра по два самолета Як-52 и L-29, а также одна Cessna. Последний считается самым удобным в гражданской авиации для частных полетов. На Ставрополье уже более 10 предпринимателей летают на своих собственных самолетах. Купить свое личное воздушно-транспортное средство на два или четыре места можно по цене обычной иномарки — от 1,2 млн и выше. Эти самолеты просты в применении и считаются адаптированными именно для частников.

О том, что владение самолетом влетает в копеечку, говорят даже сами бизнесмены. Однако предприниматели уверены, что в скором времени частная авиация перестанет быть чем-то из области фантастики. 

Пока малая авиация — это удел фанатиков. Это серьезно дорого. Все-таки это для людей, влюбленных в небо. Считайте, это воплощение мечты. Это должно либо помогать в профессии, либо для развлечения. Но я не фанатик и небом не болел никогда. Просто моя профессиональная сфера требует, условно говоря, иногда присутствия в трех местах одновременно. Поэтому для меня мобильность — самое важное в самолете. Я раньше в машине по 40–50 часов в неделю тратил просто на переезды, потом несколько раз нанимал пилотов, чтобы везде успевать, потом решил купить самолет и летать сам. В денежном эквиваленте автомобили реально дешевле, и полеты на самолете мне никак не окупаются. Я просто выигрываю время. Но сейчас я достаточно часто поднимаюсь в небо: нужно мне в Геленджик или Сочи — проблем нет, я в один день могу посетить несколько городов и вернуться домой в Ессентуки к вечеру. На выходные я забираю сына из вуза из Ставрополя — на полет туда и обратно уходит часа полтора. Конечно, самолетом дороже, это выходит около 5 тыс. рублей, но меня устраивает. Но вот в обслуживании самолет выходит не дороже автомобиля — стоянки сейчас есть и в Ессентуках, и под Ставрополем. Цена за стоянку адекватная — около 4–5 тыс. рублей в месяц. Техническое обслуживание — недорогое (каждые 50 часов налета равнозначны 10 тыс. км проезда на автомобиле), один час полета обходится от 1 до 3 тыс. рублей. Думаю, в скором времени это уже перестанет быть фантастикой и малая авиация займет небо.

Конечно, о массовости малой авиации пока говорить рановато. Но ведь и автомобили в свое время вызывали у людей противоречивые чувства. Но вполне вероятно, что перелом уже произошел и вскоре наличие собственного самолета перестанет быть роскошью, а превратится в простой способ передвижения.

Буквально в октябре наше правительство распорядилось отменить таможенные пошлины на все ввозимые из-за границы самолеты малой авиации. Я так думаю, что будущее у малой авиации есть. Но, с другой стороны, не надо думать, что все ринутся в небо и доступ к самолету сможет получить любой, кому вздумается. Во-первых, пока это достаточно дорогой вид передвижения. Во-вторых, авиация не держит дураков. Хулиганы здесь тоже долго не продержатся, все-таки самолет — не автомобиль, из него не выскочишь, как при ДТП, и подушка безопасности тут тоже не спасет. Для того чтобы подняться в небо, придется учиться, а теория и практика достаточно сложные предметы. Только в теории семь дисциплин: аэродинамика, конструкция двигателя, конструкция самолета, самолетовождение, метеорология, связь РТО, документация, регламентирующая полеты. В конце концов, сесть за руль самолета сможет только здоровый человек, а пройти медкомиссию для полетов гораздо сложнее, чем для вождения автомобиля.

Авиация действительно подразумевает самодисциплину и гораздо более высокую ответственность по сравнению с вождением автомобиля. В среде летчиков считается форменным самоубийством даже подумать о том, чтобы сесть за штурвал в подвыпившем виде. И потом, движение в небе не происходит бесконтрольно, хоть ты управляешь пассажирским самолетом, хоть частным. О любом полете далее 300 м обязательно надо уведомить диспетчерский авиацентр в Ростове.

Южный авиацентр. Фото: SmartNews

Есть такое понятие — уведомительная система полетов. То есть, если пилот на своем самолете собирается совершить частный полет, он уведомляет об этом авиационный центр в Ростове. В целом эта процедура простая. Заявка займет не более полуминуты, ответить вам должны по закону в течение 30 минут. Обычно отвечают раньше, а для отказа поводов не бывает. Каждому пилоту присваивается свой позывной, и он вылетает. Любое действие пилота — взлет, посадка, изменение высоты — обговаривается с диспетчером, который следит за полетом, рассчитывает условия, действия пилота, находится все время на связи. И если какое-то действие не выполняется или идет задержка какого-то действия свыше 20 минут, а пилот не выходит на связь, то сразу же идет уведомление всех служб — МВД, МЧС, — мало ли, вдруг что-то произошло. На поиски самолета задействуют все службы. Самодеятельности тут никакой быть не может.

Конечно, пересесть на самолеты и избавить города от пробок в ближайшие 10 и даже 20 лет наверняка не получится. Но движение в этом направлении уже идет. Правда, пока у автомобилей все-таки преимуществ больше: даже самый просторный гараж занимает гораздо меньше места, чем ангар самолета. Да и приземлиться в тесноте современных городов даже небольшому самолетику будет проблематично.

Конечно, самая большая проблема сегодня в городах — пробки. В советское время, когда формировались улицы и транспортные артерии городов, ведь никто и подумать не мог, что спустя 10–20 лет почти у каждого шестого жителя города будет собственный автомобиль, а то и несколько. А теперь переведите эту аналогию на малую авиацию. Лет через 20 в небо невозможно будет глянуть — все закроют самолеты! Да и расход топлива у самолета гораздо выше, чем у автомобиля. Закоптить всё — вот во что упрется цивилизация. Я бы не хотел такого развития событий. Все это делается во благо, но хотелось бы, чтобы развитие пошло по пути чего-нибудь более компактного и экологически чистого.

Видео

Аэротакси на Ставрополье — фантастика или реальность?

Видео: ГТРК «Ставрополье» на YouTube

Автор

Кира Серебрякова

Над статьей работал

Юрий Юрков

1 комментарий к материалу.

Виктор Загвоздин 11 ноября 2013, 06:50

ПРОБКИ И БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ ДЕЛАЮТ СВОЕ ДЕЛО. А ПОЧЕМУ БЫ НЕТ, ЕСЛИ СРЕДСТВА ПОЗВОЛЯЮТ. СЕЙЧАС БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ БИЗНЕСМЕНОВ ДАЖЕ НА РАБОТУ ДОБИРАЕТСЯ НА МАЛОЙ АВИАЦИИ. ЛИШЬ БЫ НЕ ПАДАЛИ!!!

Добавить комментарий

Новое на сайте