Потеряли память. Монумент солдату-освободителю на Ставрополье остался без головы

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Кира Серебрякова/SmartNews

В одном из сел Ставрополья на окраине стоит памятник советскому солдату, лишенный головы. Братское захоронение хранит останки 35 воинов, которые погибли, освобождая Георгиевский район от фашистов. Жители постоянно приносят туда цветы и венки. Некоторые даже помнят обстоятельства их гибели. Только памятник уже почти год как разрушен стихией: деревом солдату откололо голову. 

В ставропольском селе Ульяновка на реконструкцию памятника солдату-освободителю никак не могут найти средств — памятник уже почти как год стоит без головы. На плите постамента высечены слова: «Вечная слава бойцам Советской Армии, погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении пос. Ульяновка от фашистских захватчиков в январе 1943 г.». Только вот память эта с прошлого лета вызывает у местных жителей и гостей села недоумение.

Летом буря была, и дерево упало на памятник. Лицо отбило наполовину. Это не в первый раз уже, раньше руку ему отбивало. Почему-то никак не обрежут деревья возле памятника. Вот они и повреждают его каждый раз, когда непогода. Так вот голову откололо, а потом Боровиков (глава администрации) приходил, обрезал остальную часть лица. А туловище обмотал целлофаном, чтобы он дальше не рассыпался.

История этого монумента гласит: в ходе освобождения Кавказа отряд бойцов Красной Армии сражался с фашистами невдалеке от этого села. Павших в бою потом хоронили жители Ульяновки, всех в одной братской могиле. А потом поставили на этом месте памятник. Внешность солдата напоминает одного из павших героев.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Кира Серебрякова/SmartNews

Он погиб там за селом, когда наши войска наступали в январе, гнали фашистов. Мой брат рассказывал, что нашли там несколько останков советских солдат и всех их похоронили здесь, в селе. А улицу назвали по имени одного из них, у него в одежде нашли капсулу с надписью: старший лейтенант Павлов. Его имя даже неизвестно. Потом здесь поставили памятник, и даже на открытие приезжала его мать. Она так плакала, что полсела вместе с ней рыдало. Моя мама тоже, а я сидела у нее на руках, и, помню, соседка спрашивает у нее: «Валя, почему ты плачешь?» А она ей говорит: «Да ведь мой муж тоже где-то вот так точно похоронен».

Лицо героя теперь не рассмотреть. Голова памятника после той летней стихии исчезла. Местный «мэр» лично лазил и временно замотал безголовую фигуру целлофаном, чтоб не разрушалась дальше. Памятник надеялись быстро восстановить, потому что буквально несколько лет назад обновили пьедестал.

Мы пытались его восстановить своими силами, но дело в том, что он 1956 года постройки, он сыпется весь уже. Голова в архиве у нас сейчас, мы ее склеили, но сейчас такие перепады температуры, что бесполезно восстанавливать. А как только потеплеет, я сам лично возьму сетку, клей, и посажу на основу. Попытаемся как то в районе шеи соединить.

Еще летом 2013-го глава администрации отправил в Министерство культуры края письмо с просьбой помочь восстановить памятник. Построенный более полувека назад монумент уже не выдерживает испытания временем и погодой. По мелочи и по возможности его постоянно укрепляли и поправляли своими силами. Но сейчас, без головы, он нуждается в кардинальной реконструкции.

Мы собрали все документы, какие нужно, отправили на согласование в Ставрополь, в Министерство культуры края. У нас рассчитаны сметы, и пришел уже положительный ответ, что в случае финансирования непременно наш памятник будет полностью реконструирован. Он будет один в один — такой же, как прежний, фигура солдата плюс благоустройство территории. Стоит это, согласно смете, 2,2 млн. Письмо из Минкультуры на этот счет уже пришло, согласие есть, осталось дождаться выделения средств.

Видео

Любовь Звягина, жительница Ульяновки

Видео: Кира Серебрякова/SmartNews

Прислал
Виталий Хвостов

Стихия бывает беспощадна. Очень жаль, что люди остались без памятника. Будем надеяться, что в скором времени все реконструируют!

Прислала
Неонила Полякова

Журналист

Отношение к памятникам воинов-освободителей – это и отношение к памяти о минувшей войне. Сказать: «Мы помним!» — намного легче, чем реально решить проблему.

Автор

Кира Серебрякова

Над статьей работали

Виталий Хвостов, Нелли Шестопалова, Ксения Гагай, Неонила Полякова

Добавить комментарий

19 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Виталий Хвостов 9 февраля 2014, 11:15, Изменено: 9 февраля 2014, 23:31

Стихия бывает беспощадна. Очень жаль, что люди остались без памятника. Будем надеяться, что в скором времени все реконструируют!

Рафаєль В. Макаров 9 февраля 2014, 12:32

Странно видеть памятник войну-освободителю без головы. А может быть жителям села Ульяновки и окрестных сёл самим собрать деньги (помочь, так сказать, местным властям) на возвращение памятнику головы. Тем более. известно, что прототипом памятника был реальный человек, а значит его фотография у потомков осталась. В сёлах такие реликвии берегут очень аккуратно.

Анна Екимова 9 февраля 2014, 12:39

Блин, бывает же... Хорошо, что это всего-лишь дерево, а не оголтелые вандалы!

Ростислав СТ 9 февраля 2014, 14:05

Я бы не удивился, если бы ну пара дней назад это произошло... ну неделя, самое большее... Но с прошлого года!! Да в голове не укладывается! Власти могли хотя бы ограду поставить, вроде как памятник на реконструкции, раз уж денег нет сразу его отреставрировать. Но продержать почти год ТАКОЙ памятник без головы...... За это надо уже уголовную ответственность вводить. А то Россия обижается, когда американские каналы называют наши памятники уродливыми, а у самих в глазах бревно в упор не видим.

Станислав Захаркин 9 февраля 2014, 14:16

Да, полностью согласен. Давно пора надо было все исправить, а то людям больно смотреть просто! Это же наша историческая память, наши же люди сражались и погибали за эту землю, а к этому подвигу так отнеслись. Надо собраться всем поселком и отреставрировать хоть за свой счет уже!

Анатолий Дубинский 9 февраля 2014, 14:16

Два с лишним миллиона для местной администрации - действительно неподъёмная сумма. Да и краю выделить её просто так не получится, особенно учитывая современные реалии.
Но в эти 2,2 млн рублей входит полная реконструкция ("Он будет один в один - такой же, как прежний"), но кроме того - благоустройство территории.
Хотелось бы взглянуть на смету. Верю, что сделать памятник один в один - недёшево. Но одновременно хочется узнать, почему - полная реконструкция (благоустройство оставим за скобками... точнее, в данном случае, - в скобках)?

Отмечено
редакцией

Неонила Полякова 9 февраля 2014, 14:16, Изменено: 9 февраля 2014, 23:31

Отношение к памятникам воинов-освободителей – это и отношение к памяти о минувшей войне. Сказать: «Мы помним!» - намного легче, чем реально решить проблему.

Неонила Полякова 9 февраля 2014, 14:27, Изменено: 9 февраля 2014, 14:30

С чего начинается предательство памяти о Великой Отечественной войне? Вот с таких ситуаций, как на Ставрополье.
Аксайский район Ростовской области - сельский. Но здесь в каждом поселении памятники воинам-освободителям находятся в ухоженном состоянии. Местная власть заботится, чтобы все необходимые ремонтные, благоустроительные работы проводились вовремя, на что выделяет и необходимые средства. И такое бережное отношение к памятникам воинов-освободителей - норма на Дону, а не редкое исключение.

Ростислав СТ 9 февраля 2014, 14:20

Мой ответ на фразу: всем поселком скинуться и построить новый... а скажите, зачем тогда администрация и министерство культуры? они на наши налоги эти самые памятники и многое другое должны ремонтировать. Получается, мы и дармоедов кормим, и сами же еще на все остальное скидыватсья должны?

надежда васильевна 9 февраля 2014, 15:20

Администрация поселка Ульяновка Ставропольского края демонстрирует наплевательское отношение к памяти подвига советского солдата - освободителя. Практически во всех селах, которые во время войны были в глубоком тылу, имеются памятники односельчанам, погибшим за Победу, от благодарных потомков. Поселок Ульяновку - освобождали! Вызывает, мягко говоря, недоумение, что краевое руководство вот уже скоро год не может привести в порядок памятник братского захоронения. Разве поселок Ульяновка - не территория Ставропольского края, не территория России?

Ростислав СТ 10 февраля 2014, 08:32, Изменено: 10 февраля 2014, 08:35

администрация поселка что тут может сделать? денег в селе нет. А о том, что памятник разрушается, глава поселка уже в набат бил перед ставропольскими властями. Только в Ставрополе все денег нет - там скоро выборы, им не до памятников сейчас

надежда васильевна 10 февраля 2014, 17:01, Изменено: 10 февраля 2014, 17:05

Уважаемый Ростислав СТ, здравствуйте! С дармоедами со временем разберутся, а памятник приводить в порядок нужно сейчас! Есть много вариантов: можно, например, демонтировать (оставить пока один пьедестал), и одновременно заказать скульптуру, можно вообще заменить скульптуру на стелу или надгробный камень с надписью. Главное, создать на поселковом собрании инициативную группу по реставрации памятника, которая найдет скульптора или дизайнера, определится с ценой. Думаю, многие откликнутся, и спонсоры появятся.

Ростислав СТ 10 февраля 2014, 17:11, Изменено: 10 февраля 2014, 17:15

Cогласен, тоже как вариант. но насколько я знаю, так уже развитие событий пошло в этом поселке. Голову в срочном порядке привинтили к туловищу и ждут транша от министерства культуры, оно уже тоже стало понимать, что этот памятник - мина замедленного действия. Если он окончательно рухнет, то кого то уволят

Лев Бабин 9 февраля 2014, 15:40

Да, поселок - часть России, и имеет свою героическую славу. памятник однозначно надо отреставрировать, причем в кратчайшие сроки!

Евгения Иванова 9 февраля 2014, 21:26

очень печально,когда памятники солдатам, защищавшим нашу землю от фашистов, приходят в такое состояние...

Анатолий Крячко 9 февраля 2014, 23:05

Прямая речь: Сынок за что я воевал! хорошо что я умираю и больше не буду видеть этот позор!!!!! http://ankryachko.livejournal....

СВ И 12 февраля 2014, 20:09

А 9 мая местные власти венок к безголовому памятнику возлагали?? Или у них это вообще не праздник?

надежда васильевна 12 февраля 2014, 20:13, Изменено: 12 февраля 2014, 20:15

Хороший вопрос!

Ростислав СТ 12 февраля 2014, 22:21, Изменено: 12 февраля 2014, 22:25

прошлое 9 мая памятник был еще с головой. а вот в конце мая случилась стихия, и у соседнего дерева откололась ветка, она упала на памятник.

Добавить комментарий

Новое на сайте