Фото: Благословенный Кавказ!
На Ставрополье жители станицы собрали деньги и поставили памятник своей первой учительнице. В этом году ей исполнилось бы 100 лет. Инициатором создания мемориала стал приемный сын педагога.
В ставропольской станице благодарные ученики поставили памятник своей первой учительнице. Мария Федоровна Каньшина начала работать в поселковой школе до начала войны, а ушла на пенсию в 1970 году. Одна запись в трудовой книжке: «учитель географии», но среди ее учеников — сотни односельчан возрастом от 45 до 80 лет. Школьники так любили Марию Федоровну, что после выпускных целыми классами поступали в педагогические училища. Сейчас в станице Марьинской ее считают поистине легендарной личностью.
После окончания Владикавказского педучилища молоденькой девчонкой приехала Мария Федоровна в станицу, и тут началась война. А затем — оккупация Ставрополья. Несмотря на огромный риск, она спрятала у себя в доме знамя школы. А когда станицу отбили у немцев и односельчане стали хоронить павших, молодая учительница зажгла всех идеей поставить на братской могиле памятник.
Она со своими учениками носила воду из реки Малки, сама месила глину с песком, учила детей делать кирпичи и укладывать их. Всё показывала на своем примере, всё своими руками лично делала. Даже удивляюсь, откуда она, такая молоденькая, хрупкая, знала такую тяжелую работу. Когда получился курган, туда перенесли останки воинов и похоронили их в кургане. Сейчас это Курган Славы. Только за одно это свершение она заслужила себе вечную память!
Фото: Благословенный Кавказ!
Инициатором возведения памятника отважной учительнице стал ее приемный сын Александр. Правда, сейчас в станице уже не могут точно вспомнить, кому принадлежит идея. Так или иначе, но Александру Каньшину односельчане сообщили, что памятник их учительнице в станице обязательно к ее столетию будет. Для Александра Каньшина (живущего сейчас в Москве) Мария Федоровна стала и учительницей, и нянькой, и мамой. Конечно, он эту идею поддержал и основной взнос в создание памятника сделал сам.
Она взяла Сашу совсем мальчиком, когда от него отказалась настоящая мама. Он был слабеньким и вот-вот должен был умереть. Но Мария Федоровна не спала ночей, буквально по миллиметру оттягивала от него болезнь. И он выжил, и видите, каким вырос. Хотя уж к нему она была строже и требовательней, чем к другим.
Сейчас Александр Каньшин — председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по национальной безопасности, президент Международного консультативного комитета организаций офицеров запаса и резерва. Но, несмотря на звания и тотальную занятость, свою родину никогда не забывает. В конце 2013 года он привез в станицу скульптуру, в которой все жители узнали Марию Федоровну. Бронзовая статуя запечатлела молоденькую девушку со спокойным и мудрым не по годам взглядом. Дорожку к памятнику, ступени и постамент для скульптуры делали уже селяне. Делали это от души, не за деньги (хотя деньги у сына были), — каждому хотелось отдать дань памяти и уважения своей любимой учительнице.
Вы бы видели, как народ старался помогать, каждый хоть чуточку, хоть постоять рядом, пока все это делают. Ее же знали все, она даже на пенсию в 1970 году вышла, а к ней ходили за советом, за помощью. Все ее слова сбывались. Она как-то удивительно знала про всех все: кому куда поступать учиться лучше, как поступить в сложной ситуации. Очень проницательный и мудрый человек.
Фото: Благословенный Кавказ!
Односельчанам действительно есть за что благодарить свою учительницу. В послевоенные годы она первая предложила создать на базе колхоза «Заветы Ильича» ученическую бригаду. А зимой 1945-го, в голодный и холодный год, Марии Федоровне захотелось, чтобы дети как положено отпраздновали Новый год. И она предложила устроить в школе бал-маскарад и поставить отрывок ни много ни мало из балета «Лебединое озеро»! И, несмотря на абсолютно утопическую идею, добилась своего. Впервые в истории Марьинской на школьной сцене под музыку Чайковского с пластинки кружились юные балерины в марлевых пачках и их партнеры в костюмах из черного сатина. Через полгода они исполняли отрывки из балета Глиэра «Красный мак», но этому уже никто не удивлялся.
Я с детства называла Марию Федоровну своей второй мамой. Помню, она пришла к нам домой, чтобы уговорить мою мать не забирать меня из школы: жили мы бедно, отец нас бросил, надо было идти работать. Мария Федоровна сказала, чтобы родители даже не думали отправлять меня работать, она сама пообещала меня одевать и обувать. Так и вышло. Я училась, а Мария Федоровна нам помогала, покупала самое необходимое. И так она боролась за каждого — где делом, где советом, где просто своим присутствием. А какие уроки она вела! Про нее нельзя было сказать, что она была добрая. Нет, она требовательная, с характером была. Но мы летели на ее уроки как на праздник. И она была для нас как пример, образец. Все хотели быть на нее хоть чуточку похожи. Все девчонки нашего выпуска 1966 года пошли учиться после школы на учителей. Это благодаря ей.
Фото: Благословенный Кавказ!
Ее уроки всегда были как захватывающая экскурсия. Она увлекала так, что ученики, даже трудные, сами просили ее о дополнительных занятиях. Последний ее выпуск состоялся в 1970 году. А потом еще несколько лет, уже будучи на пенсии, она каждый день стояла у ворот в ожидании шедшей со школы учительницы (своей же бывшей ученицы) Валентины Карпенко.
Она меня караулила после школы, когда я шла домой, схватит меня за рукав, тащит домой на диван и расспрашивает: «Давай рассказывай, что там нового в школе?» Она всем интересовалась, она жила школой и своими учениками. А потом все удивлялись ее проницательности: откуда она все знала, все понимала?
Хоть она умерла, но ее присутствие в станице до сих пор чувствуется даже в воздухе. Вот, например, то, что станица сейчас напоминает цветущий сад, — это ее заслуга. Она как географ знала историю Марьинской, называла ее «малой Венецией». Почему? Потому что в 1777 году построили станицу на гравии, покрытом тонким черноземным слоем. А для полива земли и хозяйственных нужд прорыли от реки Малки двухкилометровый канал в деревню и развели воду по всем кварталам. С тех пор славится Марьинская своими садами, большими урожаями клубники, малины и овощей. Но жители привыкли высаживать у себя во дворах только виноград. А вот Мария Федоровна первая украсила свой двор цветами, первая посадила амурскую сирень. Потом так сделали ее соседи, и с тех пор Марьинская утопает в цветах и зелени.
Видео
Видео: Россия 1. Ставрополье
Эта женщина как раз то, что называют учителем от Бога… Бороться за каждого, верить в своих учеников, вкладывать в них всю душу — разве это не показатель великого педагога и просто хорошего человека? А раз так, то памятник этой женщине создан совершенно заслуженно.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе