Верховный суд России поставил точку в деле о запрете хиджабов в школах Ставропольского края. Высшая судебная инстанция страны оставила в силе решение суда Ставрополья, который ранее постановил запретить хиджабы в школах края.
Началось всё с того, что в прошлом учебном году шестиклассница Мариан Кайбалиева и еще три девочки-мусульманки в возрасте от 8 до 12 лет стали приходить на занятия в хиджабах. Директор учебного заведения Марина Савченко несколько раз указала родителям девочек на то, что традиционная для ислама женская одежда противоречит уставу школы, который предписывает ученикам строгий стиль без каких-либо вызывающих элементов. А в октябре перестала пускать их в школу.
Хиджаб — нарушение устава школы, которую дети должны посещать в форме. В начале учебного года все родители подписали документы, ознакомились с уставом, и с требованиями к учащимся они тоже были ознакомлены.
Но родители четырех девочек стали настаивать — обратились в муфтият, к властям края, к губернатору, в прокуратуру… Муфтият поддержал это обращение.
Мы знаем, что школа — светское учреждение, но не атеистическое. В форме, первое, что нас не устраивает, — юбочки на 12 см выше или ниже колена. Это — пляжный костюм. И мы, мусульмане, с этим не согласны. Второе — головной убор. Мы не можем запретить девочками носить его. Школа — это дом знаний, где не должно быть ущемления прав верующих.
Ситуация накалилась тем, что школьницы из-за противоречий взрослых вообще перестали учиться — без хиджабов не выпускают из дому, а в хиджабах не пускают в школу.
Моя дочь учится в шестом классе. Когда она в очередной раз пришла на занятия в платке, перед ней просто захлопнули дверь, сказав, что пустят, только если она снимет головной убор. Но в нашей религии это недопустимо.
Проблема вызвала много споров не только в крае, но и на всероссийском уровне. Примечательно, что сам по себе хиджаб, как понятие, означает укрытие, его цель как раз в том, чтобы к женщине было приковано как можно меньше внимания. А здесь о девочках-подростках заговорила вся страна.
Мнения разделились. Родителям девочек во избежание конфликтов даже советовали найти другие школы.
Устав школы не нарушает российского законодательства, а также прав и свобод учащихся, так как у их родителей есть право отказаться от обучения в этой школе и выбрать другую, отвечающую их мировоззрению. Более того, здесь уже уместно говорить о противоправных действиях родителей, которые через своих детей демонстративно навязывают школе религиозную нетерпимость к светскому характеру обучения.
Такие конфликты не возникают случайно, и это очень похоже на попытку через родителей и детей обострить межрелигиозные отношения в регионе. Россия — светское государство, где признаются права человека на религиозное образование. Пожалуйста, у нас существуют религиозные школы, причем на Северном Кавказе их достаточно, где дети могут носить одежду, соответствующую их религиозным убеждениям.
Сторонники хиджабов находят свои аргументы.
Если в школе на том месте, где раньше висел портрет Ленина, теперь висит православная икона, а школа при этом многонациональная, то давайте на противоположной стене повесим мусульманскую молитву, иудейский символ или еще что-то. Конечно, не в каждом регионе следует продвигать ношение религиозной одежды, но там, где это оправдано устоявшимися социокультурными традициями, где запрос на хиджаб формируется во всех слоях общества, как, например, в северокавказских республиках, там всё же можно говорить о его ношении.
Тем временем после шумихи, которая поднялась вокруг этой истории в прессе, директор школы № 12 Марина Савченко разрешила ученицам-мусульманкам посещать уроки в белых косынках.
Но всего лишь одна девочка во втором классе надела на уроки косынку, в то время как остальные четыре ученицы пришли, закутанные в огромные шали. Я считаю, что это неприемлемо, это насмешка над нами. В ходе переговоров с родителями девочек я предлагала выделить специальное помещение, в котором дети могли бы спокойно переодеть хиджабы перед уроками, заменив их на обычные косынки, но компромисса достичь всё равно не удалось.
22 октября 2012 года прокуратура Нефтекумского района провела проверку и установила, что ношение религиозной одежды в школе противоречит Конституции.
В школе, где учатся девочки, из 380 учеников 320 — мусульмане: как ногайцы, так и уроженцы Дагестана. Однако только эти пять школьниц позволяют себе такие полностью закрывающие одежды, не соответствующие никаким национальным традициям местных народов, да и к тому же идущие вразрез с законом об образовании Российской Федерации.
Однако пятеро педагогов, по мнению прокуратуры, должны понести наказание за то, что с 1 сентября пускали детей в школу в хиджабах (два классных руководителя, два замдиректора школы, а также социальный педагог). Они были признаны виновными в том, что недостаточным образом контролировали ситуацию и заблаговременно не пресекли появление детей в хиджабах 1 сентября.
В январе 2013 правительство края, не желая повторения конфликтной ситуации, приняло школьный дресс-код, согласно которому во всех школах края утверждается единая ученическая одежда, никак не выделяющая учеников по религиозным признакам.
После этого скандал с хиджабами разгорелся с еще большей силой. Отцы трех девочек обратились в суд с иском к правительству края. В марте 2013 года Ставропольский краевой суд отклонил этот иск. Но отцы посчитали, что власти и суд края ограничили конституционное право детей на свободу вероисповедания, и подали апелляцию в Верховный суд. 10 июля Верховный суд России вынес решение, согласно которому запрет на ношение хиджабов в общеобразовательных школах Ставропольского края был признан законным.
Решение Ставропольского краевого суда о признании законным постановления правительства Ставропольского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Мы поддерживаем мусульман края, но раз такое решение принял Верховный суд страны, то сделать уже ничего не можем, государство у нас светское.
Родители девочек и их адвокат Мурад Мусаев собираются обжаловать решение в президиуме Верховного суда.
Между тем у всей этой истории есть и криминальная подоплека. Как оказалось, двое из троих родителей девочек, судившихся за хиджаб, имеют довольно темное прошлое и настоящее. Буквально в конце мая у отца одной из девочек нашли оружие и наркотики.
По месту проживания выходца из Дагестана 30-летнего Магомеда Газимагомедова изъяты наркотические средства в крупном размере, травматический пистолет, переделанный под боевое оружие, и боеприпасы к нему. Согласно медицинскому анализу, у него выявлены следы наркотических веществ.
Видео
А в ходе проверки и вовсе оказалось, что Газимагомедов проживает в Советском районе с 2008 года без регистрации и без работы. Его жена Елена Синяева по настоянию супруга приняла ислам, а ее дочь Таисия вслед за матерью также надела хиджаб.
Приемной дочери Газимагомедова — 10-летней Таисии, отцом, живущим по нормам шариата, запрещается посещение школы без мусульманского головного убора хиджаба, она ограничена в общении со сверстниками. В подобном духе Газимагомедов воспитывает и общего с Синяевой сына — Саидгусейна, 2011 года рождения, говорится в пресс-релизе УФСБ.
— Следует понимать, что демонстративное ношение хиджаба чаще всего практикуют дети из семей ваххабитов. Поэтому, как мне кажется, борьба с хиджабами происходит именно оттого, что родители из ваххабитских семей настаивают, чтобы их дети одевались соответствующим образом, а так как этим людям никто не рад, с этим пытаются бороться, то есть борьба идет не с хиджабом, а с радикальным исламом. По этой причине был введен запрет на ношение хиджабов в Таджикистане и Азербайджане. Там противники светского государства именно через повсеместное ношение хиджаба выражали свою приверженность радикальному исламу. Запрет хиджаба был ответом государства тем, кто пытался превратить его из светского в исламское. В России эта проблема пока стоит не настолько остро, поэтому никаких радикальных мер не требуется.
Так папочки этих детей еще и криминальное прошлое имеют? А религия им не запрещает с наркотиками связываться? Странно, что в борьбе за справедливость пошли те, у кого рыльца в пушку. Еще и детей сюда вмешали, учились бы себе спокойно.
Больше всего жалко девочек, и из дома не выпускают и в школу ходить не могут. Разве нельзя было обеим сторонам не принимать столь принципиальных позиций?
Все так. Школа должна быть свободна от религии. Раз мы живем в светском государстве, в классах одинаково недопустимы как хиджабы, так и выставленные напоказ золотые крестики, посещения как православного батюшки, так и муллы. Но и голый пупок у девчонки, и юбка из носовых платочков также недопустимы.
Ой, а нам, атеистам, что делать?Совсем в школу не ходить? А то везде мусульмане, да христиане….А под хиджаб можно запросто шпаргалку засунуть. Нарушение?
И спорить нечего. Поддерживаю решение ВС РФ. Школа — светское учреждение и никакие религии не имеют там никаких прав. Исполняйте правила светской власти. Если не нравится — езжайте туда, где все ваши религиозные запросы будут выполнимы. Точка.
48 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе