Сибирская рыба становится опасна не только для здоровья, но и для жизни. Томская область заняла первое место в России по распространению описторхоза. Однако томичи не хотят отказываться от блюд из местной рыбы. Никакие предупреждения врачей на них не действуют.
В Томской области очень любят рыбу: соленую, вяленую и даже сырую — в виде строганины и сагудая. Это неудивительно: здесь множество мелких речек и озер, регион славится своими рыбными запасами. А еще Обь-Иртышский речной бассейн занимает первое место в мире по другому показателю — распространению описторхоза. Поэтому томичи заражаются этим страшным заболеванием в 10 раз чаще, чем жители других регионов России.
По данным Управления Роспотребнадзора по Томской области, с начала года зарегистрировано 1129 впервые заболевших описторхозом, 405 из них — дети. Карась, пескарь, лещ, сазан, линь, плотва, язь, толстолобик, чебак — практически вся речная и озерная рыба заражена личинками описторхов.
Справка SmartNews
Описторхоз — паразитарное заболевание печени и желчевыводящих путей, вызываемое плоскими червями-сосальщиками. Заражение происходит при употреблении в пищу зараженной рыбы. Личинки проникают в желчные протоки, где в течение 3–4 недель достигают половой зрелости и начинают откладывать яйца. У 20–40% зараженных паразиты также обнаруживаются в протоках поджелудочной железы и в желчном пузыре. Описторхоз проявляется преимущественно признаками хронического воспаления желчного пузыря, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы. Основные проявления — боли в верхней половине живота, тошнота, плохая переносимость жирной пищи, сухость и горечь во рту. Часто при длительном течении болезни развиваются депрессия с тревожно-ипохондрическим синдромом. В ряде случаев течение болезни может быть тяжелым и сопровождаться закупоркой желчных протоков, развитием желтухи, абсцессов печени, желчного перитонита, первичным раком печени.
Видео
Паразиты в теле человека: описторхоз
Видео: Станислав Моросяк на YouTube
Сушеная или вяленая рыбка к пиву, соленая рыба и икра на праздничном столе могут стать причиной заболевания, лечиться от которого придется годами. Подводит томичей и пристрастие к исконно сибирским блюдам: строганине и сагудаю. Их делают из свежепойманной рыбы, которая не подвергается никакой тепловой обработке. Для строганины рыбу замораживают, нарезают тонкими ломтиками и едят сырой, окуная в соль, перец и уксус. Не менее популярно среди сибиряков и другое блюдо коренных народов Севера — сагудай. Готовят его так же просто: подмороженные ломтики рыбы солят, перчат, сбрызгивают уксусом и быстро смешивают с нарезанным луком. Особый шик — бросить в сагудай горсть снега.
А в последнее время у жителей Томска появилось еще одно опасное кулинарное пристрастие — суши. Угря, форель или тунца, предусмотренных оригинальными рецептами, экономные томичи заменяют рыбой попроще: кто отличит копченого угря от леща, если блюдо сопровождается чем-нибудь покрепче, чем саке? Деликатес превращается в мину замедленного действия.
Личинки описторхиса очень живучи. Чтобы их убить, рыбу нужно правильно обрабатывать. Если вы хотите посолить рыбу, то не нужно жалеть соли, ее должно быть много, не менее 20%. Слабосоленая рыба останется опасной, так же как и икра. Рыбу среднего размера, такую как елец, нужно продержать в рассоле не менее трех недель. Рыбу покрупнее, например язя или линя, нужно солить не менее 40 дней. Если варите рыбу, то после закипания она должна вариться не менее 20 минут, и это в том случае, если она нарезана небольшими кусками. Если готовите рыбу целиком, то ждать нужно дольше. То же самое и при жарке. И еще очень важно следить, чтобы доска для разделки рыбы не использовалась для других целей. Разделали зараженную рыбу, помыли и вытерли разделочную доску, а потом порезали на ней хлеб — и заражение гарантировано.
Любители речной рыбы этим рекомендациям, конечно же, не следуют — слишком уж они «антигастрономические». Но даже если бы жители Западной Сибири больше прислушивались к советам врачей, это все равно не помогло бы. Ведь для других продуктов нельзя использовать не только кухонную доску, но и нож, которым разделывали инфицированную рыбу. Заразиться можно, даже просто неаккуратно почистив рыбу на кухне: брызги и частицы чешуи, разлетающиеся по сторонам, попадая на кухонную утварь, делают ее источником опасности. А кусочек сырой рыбы, которым хозяин решит угостить домашнюю кошку или собаку, может стать причиной заражения всей семьи.
Личинки, попав в организм человека, в нем не размножаются. Но живут очень долго, около 20 лет, все это время отравляя его продуктами своей жизнедеятельности. Тошнота, горечь во рту, аллергии, боль в желудке, кожный зуд, отеки — все эти неприятности можно легко получить, съев вяленого леща под пиво.
Первичные симптомы, которые наблюдаются при описторхозе, очень похожи на обычное отравление или обострение холецистита. Честно говоря, когда к нам обращаются с такими жалобами, мы крайне редко направляем людей на исследование на предмет заражения личинками описторхов. Только если человек относится к группе риска — например, работает в пароходстве, сплавщиком леса или является заядлым рыбаком. Чаще предлагаю посидеть на диете, понаблюдать за изменениями, и если симптомы не исчезнут, то тогда уже проходить обследование.
Даже если заболевание удастся выявить, вылечить его будет непросто. Медики говорят о том, что все исследования в области терапии описторхоза в последний раз проводились еще в советские времена и с тех пор разработкой новых лекарств никто не занимался.
Обычно нас очень выручают западные коллеги, но в лечении описторхоза на зарубежные лекарства рассчитывать не приходится. Описторхоз — проблема Сибири, в других странах этого заболевания практически нет. Поэтому мы до сих пор пользуемся препаратом, созданным еще в советские времена, — бильтрицидом. Побочных эффектов у него столько, что еще неясно, что опаснее. Есть статистика, что когда 25–30 лет назад лечили бильтрицидом коренных жителей Севера, то у них начинал развиваться такой букет заболеваний, что лучше бы их вообще не трогали. К тому же многие заражаются повторно: правильно приготовить рыбу карповых пород очень сложно, лучше вообще от нее отказаться.
Принято считать, что достаточно безопасно употреблять рыбу, которая долгое время была заморожена: личинки описторхов не выдерживают низких температур. На это ссылаются технологи опрошенных SmartNews предприятий общественного питания. Однако и этот метод может не спасти от заражения доверчивых клиентов, ведь личинки при температуре минус 20 градусов погибают только через две-три недели. А какое кафе может позволить себе держать большие запасы рыбы так долго?
Если что, я этого не говорил. Но мы рыбу покупаем почти каждый день, иначе где ее хранить? Как она замораживалась, где, при какой температуре, как долго, я понятия не имею. Местную речную рыбу тоже берем. У нас есть несколько видов роллов, в которых предусмотрено использование как раз местной рыбы. Мне кажется, бояться нечего: я их тоже пробовал, и ничего, жив-здоров. Ничего не болит. Очень люблю сушеного леща под пиво. Я знаю, что у нас есть зараженная рыба, но нужно просто внимательно смотреть, что ешь. Если рыба больная, это же видно. Такую брать не надо.
Между тем отличить зараженную описторхозом рыбу от здоровой на вид не получится. Личинки микроскопического размера, и без специального анализа их не найти. Да и отсутствие симптомов в первое время после заражения — один из фирменных признаков этого заболевания. Однако ни продавцы речной рыбы, ни покупатели об этом не задумываются.
Да это экологи или Гринпис выдумали какую-то ерунду, чтобы побольше рыбы сохранить. Мой дед рыбачил, отец с удочкой не расставался, сейчас я сына учу, как и на что нужно ловить. Всегда ели нашу рыбу, и ничего не случилось. Что теперь, сушеную рыбу уже не съешь? Чушь! И сам буду есть, и семью кормить буду. И не надо выдумывать глупости разные. Наша рыба лучше любой импортной!
Заказная статья или нет — это вопрос. А вот то, что надо тщательно обрабатывать рыбу и не только речную и с осторожностью относится к роллам- это факт.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе