Студенты из Томска и Киото создали программное обеспечение для робота-андроида, которое позволяет управлять им с помощью мысленных команд, не пользуясь голосом или компьютером. Разработка может оказаться полезной для людей с ограниченными возможностями.
Студенты Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) реализовали совместный проект со своими японскими коллегами из Университета Рицумейкан (Киото). Они создали уникальный софт для робота-андроида, позволяющий управлять им с помощью одной лишь «силы мысли», не используя кнопки или голосовые команды. Человек надевает специальный шлем, который считывает энцефалограмму головного мозга. Компьютер анализирует эти сигналы и преобразует их в команды для робота. Разработка может оказаться полезной для людей, двигательная активность которых ограничена в результате травмы или болезни.
По словам одного из организаторов международного проекта Евгения Шандарова, говорить о практическом применении разработок студентов-радиотехников пока рано. Но и ценность проекта не в этом — гораздо важнее опыт международного сотрудничества, который будущие инженеры-электронщики приобретают уже со студенческой скамьи.
Создание «робота-телепата» стало завершающим этапом учебного курса Global Software Engineering («Распределенная разработка программного обеспечения»). В течение 15 недель студенты из Томска и Киото слушали онлайн-лекции профессоров японского Университета Рицумейкан, Университета Цукубы и ТУСУРа. Практическая часть курса заключалась в выполнении совместных проектов в сфере управления андроидами с помощью нейрокомпьютерного интерфейса.
Студентов разбили на две группы. Первая занималась разработкой программного обеспечения, позволяющего роботу распознавать команды, которые отдает мозг человека. Вторая — созданием софта для андроидов, предназначенных для работы с гиперактивными детьми, которые страдают низкой концентрацией внимания. Управление роботом с помощью мысленных команд учит этих детей концентрироваться на определенной задаче в течение длительного времени. Проще говоря, ребенку, который не может сосредоточиться на чем-то дольше нескольких секунд, настолько интересно управлять андроидом, что он просто вынужден фокусировать внимание.
С тем, что главный результат проекта — приобретенный опыт, соглашаются и его участники.
Общение со студентами из Киото оказалось для нас очень полезным. Правда, были некоторые сложности, связанные с часовыми поясами и разговорным английским. В нашей группе со стороны Университета Рицумейкан были в основном китайцы и тайцы, а у них очень специфический акцент. Мы тоже говорим по-английски с акцентом, которого они не понимают. Так что в итоге пришлось перейти на письменное общение.
В этом году проект Global Software Engineering проводился уже во второй раз. Опыт, который приобретают его участники, помогает им в дальнейшем профессиональном становлении. Кроме того, в рамках этого проекта возможно обучение по программе Double Degree, когда студенты ТУСУРа получают степень магистра в Японии. Весной этого года один из участников прошлогоднего проекта поедет учиться в Киото.
Распознавать команды, которые отдает человеческий мозг, учили робота гуманоидного типа NAO, который производится компанией Aldebaran Robotics. 57-сантиметровый киборг умеет ходить, танцевать, брать небольшие предметы руками, распознавать голос и делать массу других полезных вещей. Но главное его достоинство — обучаемость. Инженеры-робототехники со всего мира пишут программы, наделяющие NAO новыми функциями. Собственно, тем же самым занимались российские и японские студенты.
Видео
Робот гуманоидного типа NAO
Видео: AldebaranRobotics/YouTube
Японская сторона отвечала за шлем, снимающий энцефалограмму, российская — за телеуправление роботом и обратную связь. Студенты из Киото с помощью шлема отправляли NAO команды, которые приходили на сервер в ТУСУРе и транслировались андроиду. Томичи создали сайт, на котором японцы могли наблюдать, как робот выполняет их указания.
По словам Евгения Шандарова, пока русско-японский киборг понимает лишь 5–6 команд. Эффективность их распознавания всего 70–80%. Впрочем, у «андроидов-телепатов» все еще впереди. В дальнейшем они могут стать незаменимыми помощниками для людей с ограниченными возможностями.
Робот, распознающий команды мозга, — далеко не первый «социально значимый» андроид, созданный в лаборатории робототехники и искусственного интеллекта ТУСУРа. Одна из перспективных разработок — это робот — няня для детей.
Очень часто вопросы взаимодействия человека и машины оказываются важнее, чем технические проблемы. А для технарей не всегда очевидны сценарии коммуникации робота и человека. Робот-няня — это как раз такой проект, где очень важна коммуникативная сторона. Задача этого андроида — удерживать внимание группы из нескольких детей хотя бы в течение часа. Он должен уметь общаться с ними, провести, например, зарядку, обучить устному счету и играть в простые игры.
То, что андроида можно научить чему угодно, недавно в очередной раз доказали британские инженеры. Они представили робота Fonzie, некоторые детали которого были напечатаны на 3D-принтере. Он станцевал под известную композицию Sexy And I Know It. Танец исполнен в стиле тверкинг, подразумевающем движения бедрами.
Видео
Роботы танцуют
Видео: Assesino Vail/YouTube
Гениально. Действительно, есть люди (например, с высокой спинальной травмой) которые могут только говорить, а иногда общаться с миром только посредством мимики. У таких людей возможность управлять роботом-помощником посредством передачи соответствующих сигналов головного мозга и превращения их в команды для робота равносильна возвращению к активной жизни.
Полезнейшее изобретение… Когда-нибудь создание роботов станет доминирующей отраслью науки, так что в этой сфере нам отставать никак нельзя. А сотрудничество с японцами которые всегда были лидерами в этой сфере, нам как раз кстати.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе