Мэрия Томска взяла под защиту местный бренд — деревянное зодчество города. Разработан документ, запрещающий каким-либо образом менять внешний облик старинных домов в исторической части Томска. Особый статус получили 512 зданий.
Томские депутаты утвердили разработанное мэрией положение, согласно которому старинные деревянные дома получили особый правовой статус. В их внешний облик запрещено вносить какие-либо изменения. Нельзя пристраивать к ним флигели и мансардные этажи, изменять материал стен и прорубать дополнительные окна. Дом из «перечня 512» нельзя будет снести, чтобы построить на его месте другое здание. Согласно документу, снос возможен «исключительно в целях последующего воссоздания на прежнем месте». Также предусмотрено сохранение элементов декора. Обычно это резные наличники и украшения на воротах — знаменитое деревянное кружево Томска.
После принятия документа под охрану попадает 701 объект деревянного зодчества: 189 из них — памятники федерального и регионального значения, 512 — вошедшие в новый список объекты. В перспективе им планируется придать статус муниципальных памятников. Тогда они будут иметь такие же охранные обязательства, как и региональные.
Принятый депутатами перечень неприкасаемых домов стал дополнением к действующей программе сохранения деревянного зодчества. За последние девять лет город потратил на нее 65 млн рублей. В пять раз больше выделил на реконструкцию исторической застройки региональный бюджет, еще 23 млн — федеральный. Из 512 домов, которые попали в охранный список, более 400 находятся в муниципальной собственности.
Основной смысл принятого документа заключается в том, что муниципалитет берет на себя обязательства по сохранению исторического облика этих зданий, их содержанию и ремонту. В ответ он вправе требовать от жителей соблюдения определенных правил. Должны быть сохранены фасады, форма крыши, декор — всё то, что делает памятник памятником.
Историческая деревянная застройка — важнейшая часть городской среды Томска. Деревянные дома с резными наличниками — такой же местный бренд, как старейший в Сибири университет.
Утверждение перечня зданий, которые нельзя перестраивать и сносить, — это лишь очередной шаг по сохранению градообразующей среды Томска. Она уникальна — по количеству памятников деревянного зодчества Томск можно сравнить разве что с Иркутском. На следующем этапе эти дома будут поставлены на государственную охрану, часть из них — в качестве элементов ансамблевой застройки. Ведь бывают случаи, когда отдельно взятое здание не представляет большой исторической ценности, но оно является неотъемлемой частью определенного архитектурного ансамбля, тем фоном, без которого другие памятники будут выглядеть чужеродными элементами городской среды. Вообще в Томске более 2,5 тыс. деревянных домов, которые эту среду формируют. Так что «перечень 512» будет со временем расширяться.
В качестве одной из мер сохранения памятников деревянного зодчества и на муниципальном, и на региональном уровне не раз предлагалось передавать их частным инвесторам, которые и будут следить за сохранением их исторического облика. Однако после нескольких громких скандалов у этого сценария появилось много противников. По словам Никиты Кирсанова, желающих приобрести деревянные дома в собственность много, а юридических механизмов, которые обяжут их сохранить исторический облик архитектурных памятников, гораздо меньше. Культуролог Игорь Александров считает, что место частных инвесторов в этой схеме должны занять инвесторы институциональные.
— В свое время в Томске была такая потрясающая идея: реконструировать старинные деревянные дома в зоне пешей доступности от университетов и использовать их в качестве жилья для приглашенных зарубежных преподавателей. Мне кажется, что, если бы вузы выкупили эти здания у города и реализовали такой проект, иностранная профессура была бы в восторге. Правда, для того чтобы это сработало, необходимо отремонтировать или полностью перестроить старые дома внутри, сохранив только фасады. По этому пути идут многие европейские страны.
Идея «архитектурных протезов», когда исторические памятники сохраняют лишь внешний облик, а часть несущих конструкций и интерьеры переделываются в соответствии с современными требованиями к комфорту и безопасности, воспринимается томскими архитекторами неоднозначно.
— Изменения во внутренней планировке, установка современных систем отопления, водоснабжения, канализации и так далее часто бывают оправданны. Но перед тем как что-то перестраивать, следует очень хорошо подумать. Например, Лейпциг, европейскую столицу барокко, после Второй мировой войны восстанавливали с нуля. Причем старались сохранить исторический облик города максимально точно. В фасады зданий даже вставляли сохранившиеся после бомбежек фрагменты, отдельные камни. И тем не менее Лейпциг перестал входить в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Восстановленное здание — это уже не памятник архитектуры, а новодел. То же самое происходило в Москве при Лужкове. И там точно так же многие здания утратили статус памятников архитектуры.
Видео
В Томске спасают уникальные памятники деревянного зодчества
Видео: «Россия 24»
1 комментарий к материалу.