Лорды за баранкой. Томских таксистов научат быть самыми воспитанными в России

15
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

Работу томских таксистов приблизят к мировым стандартам. Для этого их обучат истории своего города, основам конфликтологии, первой медицинской помощи и самообороне. Особое внимание планируют уделить этикету.

Власти Томской области решили заняться уровнем образования местных таксистов. Программы обучения таксистов уже подготовлены в нескольких учебных заведениях города — техникумах и профессиональных лицеях. Первые экспериментальные группы водителей планируется набрать в середине февраля.

Заказчиком программ обучения выступил комитет по лицензированию администрации Томской области. Курс переподготовки таксистов будет включать следующие дисциплины: историю Томска, основы психологии, оказание первой медицинской помощи, этикет и даже самооборону. Обучение будет добровольным. Предполагается, что оплачивать его будут работодатели — томские фирмы, оказывающие услуги такси.

Люди, бывающие за границей, часто обращают внимание на высокие профессиональные стандарты европейских таксистов. Когда мы проводили межведомственное совещание по развитию перевозок такси в Томске, об этом говорилось очень много. В то же время, по словам самих перевозчиков, для них один из ключевых вопросов — подготовка кадров. Поэтому мы попросили учебные заведения разработать специальные программы переподготовки водителей такси. По закону такое обучение не является обязательным. Однако предприятия, которые думают о завтрашнем дне, проявляют к нему интерес. Думаю, не за горами то время, когда мы придем к единому профессиональному стандарту водителей такси.

Самые прославленные в мире таксисты — лондонские. К ним предъявляются крайне жесткие требования. Вездесущие британские ученые выяснили, что мозг лондонского таксиста в среднем тяжелее мозга обычного человека, потому что отделы, отвечающие за запоминание информации, у профессиональных кебменов развиты сильнее. Это неудивительно: обучение таксиста продолжается два года, на экзамене водитель, не пользуясь картой, должен проложить оптимальный маршрут между любыми точками Лондона. 320 стандартных маршрутов он обязан выучить наизусть. Также таксист должен знать все городские достопримечательности, схемы проезда к каждому из 50 театров Уэст-Энда, адреса крупных ресторанов, отелей и бизнес-центров. Кроме того, водители метрокебов изучают этикет, коммуникативную психологию и основы первой медицинской помощи. Они должны быть опрятно одеты, а их автомобили обязаны содержаться в идеальном состоянии.

Лондонские кебы. Фото: Global Look Press

В России подобных стандартов не существует. Работать таксистом может любой человек, имеющий трехлетний водительский стаж и права соответствующей категории. В некоторых регионах принимаются нормативные акты по поводу внешнего вида автомобилей. Например, в Краснодарском крае такси должны быть покрашены в желтый или белый цвет. Однако первым российским регионом, где озаботились кадровым обеспечением отрасли, стала Томская область.

По словам руководителей лицеев и техникумов, где были разработаны учебные программы для водителей такси, в первую очередь при их создании учитывались пожелания работодателей.

Водитель такси обязан аккуратно одеваться, вежливо разговаривать. Он должен уметь поддержать беседу, показать своему пассажиру городские достопримечательности, а при необходимости — оказать помощь. Поэтому в нашу программу вошли и основы этикета, и история Томска, и первая медицинская помощь, и другие модули. Мы планируем набирать группы по десять человек. Конечно, работодателю тяжело выключить из производственного процесса такое количество сотрудников, поэтому мы планируем набрать в первую экспериментальную группу по два-три человека от нескольких фирм. Дальше работодатели оценят результат и учебный курс будет скорректирован с учетом их пожеланий. Возможно, понадобится добавить еще какие-то модули, например основы самообороны. 

Фото: Global Look Press

Стоимость курса обучения водителя такси в автомобильно-дорожном техникуме составит 4 тыс. рублей. Программа рассчитана на 72 часа. В другом учебном заведении, Томском механико-технологическом техникуме, пошли по другому пути: разработали экспресс-программу, рассчитанную на 20 часов. Обучение обойдется в 800 рублей на человека. Упор делается не на историю, а на психологию. Здесь считают, что главное — это умение водителя цивилизованно выйти из любой конфликтной ситуации.

В наш курс входят и основы законодательства, и первая помощь, но особое внимание мы уделяем психологии водителя. Умение грамотно разрешать возможные конфликты — его обязанность. Психологическая служба в нашем учебном заведении существует уже более 20 лет, там прекрасные специалисты, поэтому у нас есть собственные наработки в этой сфере. Обучение в автошколе включает психологические тренинги и семинары. Что касается истории Томска, то я считаю, что этот учебный модуль актуален в большей степени для водителей VIP-такси — например, в ситуации, когда нужно встретить человека в аэропорту, а по дороге в гостиницу показать ему главные достопримечательности города. Хотя, если перевозчики проявят интерес к этой теме, мы введем историю Томска в учебный курс.

Разработчики учебных программ для таксистов считают, что их курсы будут востребованы не только среди фирм-перевозчиков, но и среди самих водителей. Ведь при устройстве на работу таксист, прошедший переподготовку, получает преимущество перед другими кандидатами. Так что через несколько лет томские ученые, возможно, повторят исследование британских и обнаружат, что мозг томских таксистов стал тяжелее.

Видео

Ученые обнаружили, что у лондонских таксистов мозг больше, чем у других людей

Видео: 2.russia.tv

Прислала
Валентина Клеменко

Не только таксистов, а и вообще всю сферу услуг пора обучить этикету. а то бывает в магазин или парикмахерскую приходишь и такое чувство, что навязываешься. Нет у нас культуры общения и понимания важности клиента.

Автор

Андрей Голованов

Над статьей работали

Валентина Клеменко, Мария Землянская

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Иван Мотыкин 11 февраля 2014, 09:23

Эхх, ну пусть пробуют их переучить, все равно хамить будут:) У таксистов это в крови, и таким "лордством" это не заменить.

Рафаєль В. Макаров 11 февраля 2014, 09:57

Если человека не воспитали родители, то его за 72 часа не переделаешь. Да и вообще, создаётся впечатление, что томские чины нашли ещё один способ зарабатывания денег. Потому что за 72 часа чему то нормально обучить проблематично. А вот 4 тыс. рублей с человека взять за такое обучение неплохо.

Отмечено
редакцией

Валентина Клеменко 11 февраля 2014, 12:37, Изменено: 12 февраля 2014, 00:54

Не только таксистов, а и вообще всю сферу услуг пора обучить этикету. а то бывает в магазин или парикмахерскую приходишь и такое чувство, что навязываешься. Нет у нас культуры общения и понимания важности клиента.

Анатолий Дубинский 11 февраля 2014, 15:20

С тяжёлыми мозгами - это круто. И всего-то - за несколько лет потяжелеют. Интересно, а "до" взвешивать будут? И с кем сравнивать?
И вот на что обратил внимание: обучение лондонского таксиста продолжается два года (NB!!!), на экзамене водитель, не пользуясь картой, должен проложить оптимальный маршрут между любыми точками Лондона (320 стандартных маршрутов - наизусть!). Также таксист должен знать все городские достопримечательности, схемы проезда к каждому из 50 театров Уэст-Энда, адреса крупных ресторанов, отелей и бизнес-центров.
У нас - одна "программа рассчитана на 72 часа", а в Томском механико-технологическом техникуме, "разработали экспресс-программу, рассчитанную на 20 часов"! Ну да, тут только психология и Томск - это вам не Лондон.
Но всё-таки - разницу чувствуете?!
Речь не об очередном распиле. Важнее, на мой взгляд две вещи: необходимо корректное сравнение - Томск, увы, не сопоставим с Лондоном, поэтому надо сравнивать с каким-то другим городом, это во-1-х, а во-2-х... Во-2-х, я, конечно, могу ошибаться, но очень похоже, что программы всё-таки слишком умозрительны: "по словам руководителей лицеев и техникумов, где были разработаны учебные программы.., в первую очередь при их создании учитывались пожелания работодателей". Что-то сомнительно, что эти пожелания шли от изучения реальных потребностей, от того, что нужно клиенту, потребителю

Марина Карпова 11 февраля 2014, 15:43

пусть попробуют, может хоть немного уменьшится хамство и ругань. Только подходить тут нужно комплексно, курс хороший делать. И водителей обязать учиться.

Добавить комментарий

Новое на сайте