В Томской области готовят региональный закон, предусматривающий ответственность за сбор дикоросов — кедровых шишек, брусники, клюквы и других даров леса — до наступления разрешенного срока. Таким образом власти намерены защитить экологию региона от сборщиков, которые вредят популяции дикоросов, начиная битву за урожай раньше срока.
Правительство Томской области инициирует принятие регионального закона, запрещающего собирать недозревшие дикоросы: кедровые шишки, ягоды и другие дары леса. За нарушение запрета будет предусмотрена административная ответственность.
Сбор орехов и ягод в Сибири давно поставлен на коммерческие рельсы: летом и ранней осенью в тайгу отправляются целые бригады наемных рабочих. В сезон из томских лесов вывозится до 3 тыс. тонн кедрового ореха и почти столько же брусники, черники и клюквы. Как правило, заготовители следуют известному мичуринскому завету: «Не стоит ждать милостей от природы, взять их у нее — вот наша задача». Однако подобное отношение наносит ощутимый вред экологии региона.
В погоне за сиюминутной прибылью многие сборщики дикоросов ведут себя по-браконьерски, начиная заготовку задолго до приемлемой спелости лесных культур. На всех дорогах области уже в июле начинается реализация недозрелых кедровых шишек. Мы предлагаем механизм решения этой проблемы через принятие специального закона Томской области и введение административной ответственности за его нарушение.
Специалисты говорят, что ранний сбор орехов и ягод может повредить дальнейшему вызреванию урожая. Все дело в технологиях их заготовки, которые остаются неизменными в течение последних трехсот лет. Эти технологии рассчитаны на то, что дары тайги будут собирать исключительно в пору их спелости, иначе в следующие годы урожая не будет.
Как берут кедровую шишку? Вначале делают колот — специальное приспособление, напоминающее огромную деревянную кувалду. Потом этим колотом бьют по стволу кедра. Шишка падает, ее собирают. Если шишка спелая, ее падает много и достаточно нескольких ударов. Если нет, бить колотом по стволу приходится дольше. И тогда падает не только спелая шишка, но и так называемая озимь — завязи шишек, которые созреют в ближайшие два года. То есть уничтожается будущий урожай.
Аналогичная ситуация происходит и с браконьерским сбором брусники и клюквы. Ягоду собирают с помощью специальных совков. На конце совок имеет пропилы, придающие ему сходство с расческой. Когда ягода спелая, она легко отделяется от стебля и ничего, кроме нее, в совок не попадает. Если ягоду собирают раньше срока, совок либо вырывает растение с корнем, либо срезает его под основание. А это приводит к тому, что брусничник уничтожается, и требуются годы на его восстановление.
По сути, закон, регламентирующий сроки заготовки дикоросов, возрождает традиции вековой давности. Момент начала сбора брусники и кедрового ореха определяли крестьянские общины на деревенских сходах. Нарушители сурово наказывались.
В Сибири крестьянская община обладала очень большой властью. И она отвечала в том числе за экологическую политику. Она следила за тем, чтобы во время нереста рыбы не ставили сети, чтобы никто не собирал кедровую шишку и ягоду до того, как они созреют. Нарушитель наказывался штрафом, если это не действовало, он мог просто «потеряться» в тайге. За сроками сбора смоляного ореха следило и государство. Например, еще Петр I издал указ, согласно которому сборщики, начавшие заготовку кедровых шишек раньше разрешенного срока, карались смертью.
Современное российское законодательство не позволяет применять к собирателям-браконьерам столь суровые меры. Максимум, что им грозит, — административный штраф, который, скорее всего, не будет превышать 500–1000 рублей. Поэтому скорое принятие регионального закона в Томской области не пугает заготовителей дикоросов. Тем более что в соседней Кемеровской области подобный закон уже действует, но ощутимых результатов пока не дал.
— В Кемерово и Красноярске давно ввели штрафы для тех, кто собирает ягоду и кедровый орех во время запрета, то есть до середины или до конца августа. Но люди все равно идут в лес. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь заработать. Даже если поймают и оштрафуют, все равно получается выгодно. Платишь штраф 500 рублей, плюс с каждого килограмма ягоды по 12 рублей. Если учесть, что на рынке этот килограмм стоит минимум 100 рублей, получается не так уж плохо. Другое дело, что лесник, конечно, заберет все, что найдет. Но мы больших запасов в тайге не держим. Ягоду надо быстро вывозить, чтобы не испортилась. Поэтому кто-то собирает, а кто-то вывозит. Даже при всех штрафах все равно это выгодный бизнес.
Видео
Заготовка кедрового ореха
Видео: vvmspb/YouTube
4 комментария к материалу.