В Томске новорожденная девочка стала инвалидом из-за врачебной ошибки. Медики судились с ее родителями два года и признали свою вину лишь после серии повторных экспертиз. Сумма материального и морального вреда оценена судом в 348 850 рублей.
Томский НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук признал врачебную ошибку четырехлетней давности, из-за которой новорожденный ребенок на всю жизнь остался инвалидом. До этого медики были категорически не согласны с решением суда первой инстанции. От подачи апелляционной жалобы они отказались лишь после ознакомления с результатами двух независимых экспертиз, которые по настоянию прокурора проводились в других регионах РФ.
В ноябре 2009 года в Томском НИИ АГП новорожденному ребенку ввели противотуберкулезную вакцину. Это стандартная процедура, которая проводится в обязательном порядке. Однако после прививки у девочки возникли серьезные осложнения. Говоря медицинским языком, образовался «остит левой таранной кости». Это означает, что кость в ноге начала разрушаться изнутри, и процесс этот необратим. По мнению экспертов, вероятнее всего, при вакцинации не были учтены сопутствующие дефекты иммунной системы ребенка. В этом случае и возникает определенный процент подобных осложнений. Вина врачей, согласно решению суда, в том, что они не смогли объективно оценить иммунный статус пациента.
Установлено, что в ноябре 2009 года новорожденной девочке, находившейся в НИИ АГП СО РАМН, проведена противотуберкулезная вакцинация — введена профилактическая прививка БЦЖ. Вакцинация выполнена с грубыми нарушениями требований к проведению прививок — при наличии медицинских противопоказаний и в необоснованно ранние с момента рождения ребенка сроки. Нарушение правил вакцинации повлекло тяжелые осложнения.
Родители пытались сделать все возможное. Нашли единственный в стране институт, где оперируют детей с таким диагнозом, — НИИ фтизиопульмонологии в Санкт-Петербурге. Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев пробыл на операционном столе более 7 часов под общим наркозом, пораженный участок кости заменили имплантом. Однако операция не дала ожидаемого эффекта. Сейчас девочка не разговаривает, передвигается плохо, устает от ходьбы. Ребенка признали инвалидом.
В 2011 году отец девочки обратился в прокуратуру. Была проведена проверка по факту ненадлежащего оказания медицинских услуг. Оказалось, что, ставя ребенку вакцину, врачи допустили грубые нарушения.
НИИ АГП заявил о своем несогласии с решением районного суда и потребовал рассмотрения дела в апелляционном порядке. С выводами экспертизы медики не согласились, утверждая, что ребенок остался инвалидом не в результате врачебной ошибки, а из-за поствакцинальных осложнений, за которые они не отвечают. При этом акцент делался на то, что в ходе вакцинации «не было допущено никаких нарушений нормативных документов». Для проверки доводов ответчика были назначены две дополнительные комиссионные судебно-медицинские экспертизы.
Отстаивавшая права ребенка в суде прокурор Мария Братчикова настояла на необходимости проведения этих экспертиз в других регионах. По итогам исследований, независимые эксперты Кемеровской области и Алтайского края оказались единодушны в своих выводах: причиной инвалидности ребенка явились нарушения закона, допущенные медиками при вакцинации новорожденной.
Лишь после ознакомления с результатами двух дополнительных экспертиз НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии СО РАМН отказался от своей апелляционной жалобы. Томский областной суд принял этот отказ, и его решение вступило в законную силу. В НИИ АГП отказались давать какие-либо комментарии по этому поводу.
Видео
После вакцинации от туберкулеза ребенок стал инвалидом. Видео: Obltv на YouTube
Противотуберкулезную вакцину БЦЖ ставят во всех наших роддомах. Обычно прививка не вызывает никаких осложнений. Надо понимать, что в сегодняшней России БЦЖ — это необходимость. По статистике, у нас два ребенка из трех инфицированы туберкулезом уже к 7-летнему возрасту. Потом они продолжают быть носителями заболевания всю жизнь. То есть сами они не болеют, но могут заразить других. Поэтому не ставить вакцину просто нельзя. Если новорожденный не будет привит БЦЖ, он с большой вероятностью может заболеть не только легочным туберкулезом, но и различными внелегочными формами, которые, как правило, приводят к смертельному исходу.
— Как медик я всецело поддерживаю вакцинацию. Но, чтобы не возникало осложнений, есть определенный перечень мероприятий, которые врач обязан выполнить перед тем, как ввести препарат. Бывает, что доктор соблюдает все требования, но он не может гарантировать, например, правильность транспортировки вакцины. И все же отказываться от вакцинации из-за опасений в правильности ее проведения не стоит. Непривитый ребенок гораздо больше рискует заболеть, чем привитый. Он может стать источником заражения для окружающих. Администрация детского дошкольного учреждения имеет полное право не принимать его. Другая ситуация со школой: там ученика, у которого нет ни единой прививки, нельзя не допустить к занятиям. Иначе это нарушение его конституционного права на образование. Но и родители такого ребенка должны помнить: если в детском коллективе возникнет заболевание, от которого не привит их малыш, мамы и папы школьников и администрация учебного заведения могут подать против них гражданский иск в суд. Чтобы доказать, что именно этот ребенок явился источником заражения, понадобятся дорогостоящие лабораторные исследования и как минимум год времени. Но в случае подтверждения этой информации сумма по исковым требованиям будет огромной.
— Доказать врачебную ошибку в суде очень сложно. Как правило, эти факты просто замалчиваются. У медиков очень сильна корпоративная солидарность, и огласка не нужна ни врачу, ни руководству больницы, в которой он работает. Я сам сталкивался с тем, что даже страницы в медицинской карточке заменяли после предъявления претензий медучреждению. Но плохо то, что и сами родители пострадавших детей часто не хотят огласки. Они рассуждают так: ничего изменить уже нельзя, зачем бередить рану. Так виновный остается безнаказанным. И в итоге у многих медицинских работников складывается ощущение, что они могут делать вообще все что угодно — им все сойдет с рук. В итоге страдает следующий ребенок… Поэтому нельзя молчать о подобных случаях. Да, придется потратить массу времени и сил. Но это необходимо, тем более что закон способен защитить пострадавших пациентов.
Справка SmartNews
Вакцина БЦЖ (бациллы Кальметта–Герена) используется с 1921 года. Сейчас вакцинация всех новорожденных проводится только в странах, где высок процент людей, инфицированных туберкулезом. В большинстве европейских государств это заболевание встречается относительно редко и выявляется в основном среди групп риска: беднейших слоев населения, мигрантов. Поэтому там применяют БЦЖ только для вакцинации младенцев из этих групп. Например, в Великобритании всеохватную иммунизацию прекратили в 2005 году. В Германии обязательная вакцинация детей от туберкулеза проводилась до 1998 года и прекратилась после того, как Институт Роберта Коха выпустил бюллетень, отменяющий рекомендацию БЦЖ. В Индии, Бразилии, России всеобщая вакцинация проводится до сих пор.
2 комментария к материалу.