В Томской области внедряют инновационную методику оценки физического и психологического здоровья школьников. Изначально она разрабатывалась для космонавтов и подводников. Ожидается, что новая технология станет альтернативой традиционным школьным медосмотрам.
На заседании Законодательной думы Томской области профессор Сибирского государственного медицинского университета Яков Пеккер представил депутатам масштабный проект комплексного медико-психологического сопровождения школьников. В его основе лежит методика экспресс-оценки физического и психологического состояния космонавтов и подводников, разработанная в Томском политехническом институте по заказу Института медико-биологических проблем РАН. Технология состоит в том, что ребенка подключают к специальному аппаратно-программному комплексу, который может быть смонтирован на базе обычного компьютера. К компьютеру подсоединяются различные приборы и датчики, в том числе малогабаритный электрокардиограф. Затем школьнику предлагается пройти набор тестов. Параллельно аппарат считывает характеристики физического состояния школьника. Полученные результаты передаются медикам в режиме реального времени для дальнейшей обработки.
Методика позволяет оценить состояние здоровья ребенка, особенности его психики, выявить функциональные отклонения. Например, диагностировать развивающуюся близорукость и вовремя принять меры, чтобы она не прогрессировала. Или на ранней стадии обнаружить порок сердца. Тесты тревожности, цветовых предпочтений, уровня развития интеллекта, памяти, внимания и еще множество других помогут достоверно определить, нуждается ли ребенок в психологической помощи.
Справка SmartNews
Технология проведения комплексного психофизиологического тестирования с использованием телеметрии в реальном времени была разработана томскими учеными в 2000 году. Тогда же были проведены первые демонстрационные сеансы связи медицинского кабинета сельской школы с областной клинической больницей Томска. В 2002 году по заданию Министерства образования РФ совместно с Департаментом образования Томской области было проведено исследование по теме «Дистанционные технологии для оценки функционального состояния организма детей, обучающихся в сельских школах».
После получения результатов психофизического тестирования, школьников предполагается делить на две группы: здоровых и группу риска.
Ребенок может быть здоровым физически, здоровым соматически, но с ним совершенно невозможно работать. Его нельзя назвать больным, скорее он невнимателен, неорганизован, рассеян — в общем, неприспособлен к учебному процессу. Очень важно выявить таких детей и адаптировать их к учебе не в ущерб другим ученикам.
Особенно важно, что инновационную методику медико-психологического сопровождения школьников можно использовать даже в сельских школах, на удаленных территориях, где дети часто лишены качественной медицинской и психологической помощи. За развитием учащихся сельских школ теперь смогут следить столь же внимательно, как и за городскими детьми.
Наша технология применяется в детских больницах области, центрах здоровья, а в Москве ее применяют в крупных образовательных учреждениях. Практически во всех школах области имеется доступ в Интернет и выход на соответствующие каналы связи, поэтому можно передавать информацию, в том числе медицинскую и следить за состоянием здоровья каждого ученика в течение учебного года.
Депутаты областной думы поддержали проект. Предложенная профессором Пеккером технология могла бы дополнить существующую практику школьной диспансеризации.
«Появится возможность наблюдать в динамике изменения состояния здоровья детишек, тем самым предотвратить развитие серьезных заболеваний в дальнейшем и оказать своевременную помощь или скорректировать отклонения психологического и физического состояния», — отметил Яков Пеккер.
Видео
Лекция Якова Пеккера, академика РАМТН, завкафедрой медицинской и биологической кибернетики СибГМУ (tusur2i/youtube.com)
Почему мы о состоянии здоровья космонавта, работающего на орбите, знаем лучше, чем о здоровье наших школьников? Сегодня школы достаточно хорошо оснащены, есть серверы, каналы связи. Таким образом, мы могли бы сделать школы центром здоровья.
Не могу пока сказать, насколько эффективной окажется методика психофизиологического тестирования. Поживем — увидим. Но уверена, что даже она не поможет решить главную проблему — полного равнодушия родителей к здоровью своих детей. Вот недавно мы обследовали школьников на йододефицит. Оказалось, что у половины детей он присутствует. Мы написали родителям рекомендации, расписали диету для каждого ребенка, сказали, что родителям нужно прийти на консультации и привести детей на УЗИ щитовидной железы. И что вы думаете, к нам обратился хоть один родитель? Ни одного! Наверное, новая методика поможет выявить больше заболеваний и, что важнее, диагностировать их на ранней стадии… Но проблема, повторюсь, не в этом. Прежде всего нужно менять отношение родителей к здоровью своего ребенка. Тогда и дети будут меньше болеть.
То, что сейчас происходит с медосмотрами, просто ужасно. Осмотр длится не более пяти минут. Что можно узнать за это время? Какие болезни найти? И еще очень повезет, если попадется грамотный, опытный врач. А если нет? Ведь мало кто хочет работать за копеечную зарплату. Все знают, что врачей не хватает, особенно на селе. Поэтому все эти медосмотры превращаются в сплошную показуху. И мы, родители, относимся к ним соответственно. В городе сейчас многие родители отказываются от медосмотра в школе и занимаются здоровьем ребенка самостоятельно. Сами водят детей по больницам, ставят прививки. Но это все недешевое удовольствие, да и времени не у всех хватает. Если в школах начнут серьезнее относиться к здоровью детей, то это будет замечательно.
1 комментарий к материалу.