Ребята из конструкторского клуба Института транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета осуществили свою мечту — самостоятельно сконструировали гоночный автомобиль. Теперь на самодельном болиде они собираются покорить трассы крупных международных соревнований Formula Student.
В Тюмени собран первый самодельный гоночный болид, соответствующий стандартам для участия в соревнованиях класса Formula среди студентов-конструкторов. Авторами проекта стали учащиеся Института транспорта ТюмГНГУ — члены конструкторского клуба при вузе, к его реализации причастны многие крупные компании. По признанию разработчиков, на создание автомобиля ушло два года и более полумиллиона рублей. Идея пришла тюменцам в голову, когда они узнали о существовании Formula Student и поставили перед собой амбициозную задачу принять участие в этом уникальном соревновании.
Машина на сегодня, конечно, еще сыровата. Буквально на ходу ребятам приходится что-то дорабатывать, совершенствовать — опыта-то нет еще. Тем не менее они могут гордиться тем, что от начала и до конца сами придумали и воплотили этот проект. Притом что было очень много проблем. Например, с нашей системой закупок в соответствии с 94-м ФЗ невозможно было ничего приобрести напрямую, приходилось обращаться в коммерческие организации. Но студенты сами везде договаривались, искали спонсоров. Преподаватели оказывали только консультационную помощь.
Как рассказал директор Института транспорта ТюмГНГУ, неоценимую помощь в реализации проекта оказали партнеры вуза, в числе которых бывшие студенты Нефтегаза, возглавляющие теперь различные автокомпании, предприятия в сфере нефтесервиса, металлообработки. Подключили к работе местных любителей автоспорта. Так, по ряду вопросов консультировал директор официального дилера Subaru в Тюмени, бывший профессиональный раллийный гонщик. Другой крупный автодилер приобрел колеса. Одна из металлообрабатывающих компаний работала над подготовкой деталей, по повышению их износостойкости. На различных этапах проекта привлекались студенты из других институтов ТюмГНГУ, а также Тюменской государственной академии менеджмента, экономики, управления и права (ТГАМЭУП). Тем не менее на основные позиции неизбежно пришлось приобретать серийные узлы и агрегаты. Так, на болиде установлен спортивный двигатель марки Honda. В итоге разработчики перепробовали более 50 вариантов комплектации и продолжат экспериментировать после первых стартов.
Справка SmartNews
Студенческий проект должен пройти техническую инспекцию на соответствие техническим требованиям, затем команды по очереди ведут «переговоры с заказчиком», представляя развернутый анализ стоимости автомобиля с разбивкой на компоненты, материалы и работы. Следующий этап — подробный бизнес-план, отчет об особенностях конструкции и, наконец, тестовые заезды. Окончательная оценка — комплексная: выигрывает не самый быстрый, а самый сбалансированный и грамотный проект с технической, а также с экономической точки зрения. Главным призом является возможность принять участие в настоящих гонках на одной из трасс легендарной «Формулы-1».
Большую роль сыграла заинтересованность в реализации проекта ректора нефтегазового университета Владимира Новоселова, который, по словам Владимира Бауэра, оказывает всестороннюю поддержку конструкторскому клубу. Сам клуб как пристанище начинающих Кулибиных до запуска проекта Formula Neftegaz серьезно занимался изобретением вездеходов для бездорожья и организацией соревнований по трофи-рейдам, реставрацией ретромобилей. За время существования клуба через него прошли десятки студентов ИТ ТюмГНГУ, некоторые из которых в качестве дипломных проектов представляли комиссии собранные своими руками автомобили.
Для технического вуза главное, чтобы у сотрудников и студентов были все возможности для технического творчества, и если они находят время на творчество и демонстрируют такой очевидный и яркий результат — значит, вуз обладает очень высоким потенциалом. Могу сказать, что эти ребята уже вписали свои имена в историю, независимо от того, какой результат они покажут на гонках. Но мы все равно надеемся на хороший результат.
В Тюменском нефтегазовом университете, пожалуй, единственное конструкторское бюро на весь регион, обладающее технической базой и лабораториями, где у молодых изобретателей есть шанс попрактиковаться в воплощении своих смелых технических идей. Владимир Бауэр вспоминает, что в Советском Союзе система кружков юного техника, автомотосекций, где ребята не только занимались автогонками и получали звания мастеров спорта, но и постигали азы автомоделирования, была очень развита. Сегодня на всю Тюмень остался лишь один подобный детский клуб. На этом фоне прорыв студентов института транспорта выглядит особенно нелогично.
Это результат исключительно их настойчивости. Чего греха таить, в Тюмени автоспорту никакого внимания не уделяется, нет условий для его развития: ни материальной базы, ни трасс. Очень жаль, что умерло и конструкторское дело. Раньше ребятам было где попробовать что-то сделать своими руками. А это очень важно для подготовки будущих инженеров — без возможности конструировать, воплощать свои задумки в конкретном материале, будь то металл и так далее, это просто немыслимо.
Участники проекта и сами признают, что поначалу не очень верили в успех.
Мы знали, что в ТюмГНГУ для этого есть большие возможности. Но когда директор конструкторского клуба Института транспорта Гор Оганесян предложил принять участие в проекте «Формула Студент», мы были немало удивлены, так как проект инженерный и для создания гоночного болида требуются немалые деньги, большие усилия и специальные знания.
Не каждый риск заканчивается триумфом, но любой триумф невозможен без риска. Это подтвердили амбициозные тюменские ребята. Над проектом много и долго работали. Помнится, во время первой презентации у болида была другая рама. Сейчас – заменили. Видимо потому, что это позволило улучшить технические характеристики болида. В этом и заключается секрет успеха – в желании изменить жизнь к лучшему.
С учетом всех сложностей, которые пришлось преодолеть членам команды Formula Neftegaz, сам факт поездки на международные соревнования для них станет большой победой.
Справка SmartNews
В гонках Formula Student, которые проводятся уже 35 лет, соревнуются команды вузов из разных стран мира. Они должны самостоятельно спроектировать и собрать гоночный болид. Эти соревнования проходят во многих странах Европы, в США, Южной Корее, Бразилии, Австралии, Мексике, Индии, Японии и Южной Африке. Проект вызывает интерес мировых гигантов автопрома, в частности, его спонсируют General Motors, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Shell, Continental и другие.
Тюменцы едут на международные гонки. Моя мечта сбылась, но не до конца. Еще я мечтаю, что в Тюмени когда-нибудь появится настоящий гоночный трек, где ребята, которые увлекаются экстремальными видами спорта, гонками, смогли бы поупражняться, не создавая аварийных ситуаций. Сейчас им просто кроме как на дорогах негде тренироваться. Появится трек — бесплатный и качественный — и ситуация изменится.
Сейчас команда Formula Neftegaz находится на пути в Венгрию, где состоится первая для тюменцев гонка в зачет Formula Student. Затем они переберутся в Испанию и Италию.
Ну а время не стоит на месте, и ребята, успешно погрузившись в «Форд Транзит», уже несколько часов едут по направлению к границе нашей страны. Пусть на пути у них не встанут преграды и они благополучно доберутся до Венгрии!
Видео
Формула Нефтегаз
Сюжет «Тюменской линии»
Молодцы, ребята! Еще несколько таких «машинок», и можно открывать свою «Формулу»!
1 комментарий к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе