Позвольте Вас вскрыть. Тюменских врачей научат вежливости

39
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Global Look Press

Тюменских врачей обучат основам конфликтологии. Такое решение принял региональный департамент здравоохранения. Тюменцы, в свою очередь, опасаются, что вежливость станет прикрытием для непрофессионализма, и готовы мириться с грубостью — лишь бы лечили.

Тюменских медиков решили обучить основам конфликтологии. Как считают в областном департаменте здравоохранения, это поможет врачам находить общий язык с пациентами и не допускать острых конфликтных ситуаций.

Основам конфликтологии будут обучать терапевтов, врачей скорой помощи, регистраторов, средний медицинский персонал. Пока нет ясности, сколько будет длиться обучение, кто, как и в каком объеме будет его проводить. Но эти планы обязательно будут реализованы, возможно, уже в начале апреля.

Авторы идеи признают, что в любой ссоре виноваты обе стороны. Часто конфликты провоцируют сами пациенты. Врачам периодически приходится сталкиваться с истериками, откровенным хамством, неадекватным поведением, угрозами.

— Когда человек болен, ему страшно. А страх провоцирует агрессию. Заболев, спокойный, уравновешенный человек может начать неадекватно реагировать на самые обычные высказывания в свой адрес, которые в другой ситуации он не воспринял бы как повод для конфликта. Любая болезнь — это стресс, и выдержать его может далеко не каждый. Срывы неизбежны.

Фото: Global Look Press

Тем не менее в департаменте здравоохранения решили, что ситуацию, когда грубость врача воспринимается как норма, пора менять. А для этого надо начинать с себя. Здесь считают, что врач не имеет права обвинять пациента. На то он и врач, чтобы найти общий язык с любым больным. Он обязан снять напряжение, выстроить доверительные отношения с человеком, который приходит к нему за помощью. Лечить не только лекарствами, но и словом.

Лучший пример грамотного поведения врача, который я могу припомнить, описан в мемуарах Анатолия Мариенгофа. Он рассказывал об уездном докторе, от которого пациенты уходили почти здоровыми после обычной беседы. А если болезнь была серьезной, то он учил, как к ней относиться. «Вам, батенька, — наставлял он свежего пациента, — прежде всего надо к своей болезни попривыкнуть. Сродниться с ней, батенька. Конечно, я понимаю, на первых порах она вам кажется каким-то злодеем, врагом, чудовищем. Чепуха, батенька! Вот поживете с ней годик-другой — третий, и все по-хорошему будет. Даже полюбите ее, проклятую эту свою болезнь. Станете за ней ухаживать, лелеять ее, рассказывать про нее. Вроде как про дочку. Приятелям своим рассказывать, родственникам, знакомым. И чем раньше это случится, тем лучше. Ваша болезнь, батенька, не хуже другой. Даже, на мой глаз, посимпатичней». Если бы все врачи следовали этой модели, никаких конфликтов не возникало бы и не могло бы возникнуть. Тогда престиж врача в обществе был бы настолько высоким, что никому не пришло бы в голову нагрубить ему или угрожать.

Фото: Global Look Press

Однако в программах медицинских вузов и колледжей предмета «основы конфликтологии» или чего-либо подобного до сих пор нет.

Студенты изучают основы биоэтики, но курс конфликтологии учебной программой не предусмотрен. Нужные для грамотного общения с пациентами навыки студенты приобретают в основном во время практики.

Что касается самих пациентов, они признаются, что готовы закрывать глаза на грубость врачей. Лишь бы вылечили.

Помню, как я попала в травмпункт с переломом ноги. У меня была самая натуральная истерика, было очень страшно. Доктор, который ставил кости на место, наорал на меня, чтобы я перестала рыдать. Как ни странно, я успокоилась. Раз ругается, значит знает, что делает. В итоге все нормально срослось, и я вспоминаю этого врача с благодарностью. Пусть хоть матом кроют, лишь бы знали свое дело и хорошо лечили.

Кроме того, пациенты опасаются, что вежливостью будет легче замаскировать недостаток профессионализма. Поэтому далеко не все обрадовались новости о том, что тюменских врачей научат соблюдать правила этикета.

Фото: Elena Sikorskaya/Global Look Press

Научат посылать пациента культурно? Так, меня, в нашей поликлинике №12, всегда посылают вежливо: 1) Все анализы в пределах нормы; 2) Это не лечится; 3) Это у вас наследственное. После посещения врача всегда чувствую глубочайшее удовлетворение. Ведь не смотря на то, что ЭТО наследственное и не лечится, все анализы в пределах физиологических норм. Послать пациента ЕЩЕ культурнее, просто невозможно.

Психологи также отмечают, что грубиянам в белых халатах пациенты зачастую доверяют больше, чем вежливым врачам. Образ грубого, но зато грамотного медика активно насаждается массовой культурой.

Образ врача в общественном сознании сейчас формируют сериалы, как американские, так и отечественные. «Доктор Хаус», «Клиника», «Интерны». Просмотрев 200 серий про доктора Быкова, среднестатистический обыватель решает, что хороший врач обязан быть именно таким: хамить, ругаться и между делом спасать жизни. Подсознательно человек начинает больше доверять как раз такому врачу. Да и сами врачи моделируют этот стереотип поведения, особенно начинающие.

Сами же врачи опасаются одного: что курсы конфликтологии станут очередным мероприятием для галочки и только отнимут время, которое можно было бы с большей пользой потратить на лечение пациентов.

Человек, который не годится для роли врача, рано или поздно сам уйдет из профессии. Если он не научится находить общий язык с больными, то не выдержит эмоциональной нагрузки и сбежит. Когда за один день принимаешь 20–25 пациентов, поневоле научишься находить с ними общий язык. А конфликты все равно неизбежны, кто бы что ни говорил. Ну прочитают нам какие-то лекции, а что изменится? Да ничего. Врачей катастрофически не хватает, больницы не смогут выгнать тех, кто хамит. Наверное, для начала нужно сделать зарплату такой, чтобы медработники боялись потерять работу. Доплачивать за хорошие отзывы пациентов, штрафовать — за плохие. Это будет намного эффективнее, чем любые курсы конфликтологии.

Видео

Отношения доктора и пациента, или Каким должен быть российский врач

Видео: телепередача «Утро России»

Прислал
Александр Наумов

Конфликты между пациентами и докторами неизбежны, и в них виноваты часто сами больные. Вместо «спасибо» они скандал устраивают.

Прислал
Александр Наумов

Конфликты между пациентами и докторами неизбежны, и в них виноваты часто сами больные. Вместо «спасибо» они скандал устраивают.

Автор

Анна Грушницкая

Над статьей работали

Анастасия Савельева, Александр Наумов

6 комментариев к материалу.

Виктор Загвоздин 15 февраля 2014, 10:39

ВАМ НЕ БОЛЬНО. Я ЗНАЮ, КОГДА БОЛЬНО. ЧЕГО ЖЕ ВЫ ТАК ОРЕТЕ, МУЖЧИНА? Я ЕЩЕ ИНСТРУМЕНТ В РУКИ НЕ ВЗЯЛА. - ЭТО ВСЕ Я УЖЕ СЛЫШАЛ В КАБИНЕТЕ СТОМАТОЛОГА. И ПРАВИЛЬНО ТУТ В СТАТЬЕ ПИШУТ - ГЛАВНОЕ НЕ ВЕЖЛИВОСТЬ. ГЛАВНОЕ - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!

Виталий Яровой 15 февраля 2014, 12:09

Для врача главное что? Чтоб он был отличным специалистом. На кон ставится здоровье, поэтому многие готовы терпеть хамство, лишь бы диагноз правильный ставили и лечение нормальное назначали.

Наташа Смирнова 15 февраля 2014, 13:13

Грубый врач априори не может считаться хорошим. Зачем ему тогда такая работа, если пациенты его только раздражают. Вот в частных клиниках такого практически нет, потому что врачи там зарабатывают нормально. А гос.учреждениях творят, что хотят.

Рафаєль В. Макаров 15 февраля 2014, 13:22

Умение не конфликтовать с больными не зависит от зарплаты. Ему не научишь за один короткий курс (хотя от подобных курсов, проводимых психологами-профессионалами отказываться неразумно). Подобное умение приходит с годами. Тут надо оговориться, что научиться бесконфликтному общению с больным может только врач, любящий свою профессию. А непрофессионализм и формальное отношение к своему делу никакой вежливостью не замаскируешь. Бывают конфликтогенные изначально больные? Да. Но и их (не всех, разумеется) можно научить гасить самые острые конфликты без ущерба для самих больных. Ведь шутка, что все болезни от "невров" - шутка отчасти. Но в принципе в ней есть своя сермяжная правда. Поэтому мой совет как врача - старайтесь учиться жить без конфликтов с другими, не идите на конфликт по любому поводу, находите в не нравящемся Вам человеке то положительное, через которое можно любые конфликты уладить. И тогда поводов болеть будет меньше.

Александр Наумов 15 февраля 2014, 17:14, Изменено: 17 февраля 2014, 21:37

Конфликты между пациентами и докторами неизбежны, и в них виноваты часто сами больные. Вместо "спасибо" они скандал устраивают.

Анатолий Дубинский 15 февраля 2014, 23:09

Согласен и с Рафаєлем Макаровым, и с Виктором Загвоздиным - главное профессионализм, его отсутствие никакой вежливостью не замаскируешь. Да и опыт общения краткими курсами не воспитаешь, не привьёшь, это приходит не только с годами, но и передаётся примером окружающих тебя старших товарищей. Так что пациенты могут не бояться.
Только с одним не соглашусь: на мой взгляд, надо различать грубость и грубоватость, необходимую в определённых случаях жёсткость и жестокость с хамством. А ещё, например, - достаточно вежливую просьбу отвязаться и не мешать, когда пациенты и (особенно) родственники забывают, что врачу ещё и лечить надо. И не только их, любимых, но и многих других, что у них зачастую каждая минута расписана

Добавить комментарий

Новое на сайте