Водители автобусов в Уфе массово обзаводятся рациями. Переговариваются друг с другом во время поездки, рассказывают, где гаишники, а где пробки. Это их собственная инициатива, рации покупают самостоятельно. Говорят, гораздо полезнее, чем ГЛОННАС.
«Я Сокол, на Менделеева у Чайной фабрики затор, аккуратнее» — такие разговоры сегодня часто слушают пассажиры уфимских автобусов. Водители больше не разговаривают друг с другом по мобильному телефону, а используют рации. Корреспондент SmartNews выяснила, откуда взялась такая тенденция и зачем рации начали скупать и простые горожане.
Все сами покупают (рации. — Ред.), зачем это нашему начальству? Это не дорого: три-пять тысяч рублей. Всего нас таких около четырехсот человек в городе, кто-то зарегистрирован и свои позывные имеет, кто-то просто так ездит и слушает, изредка разве скажет что. Интереснее всего — с раннего утра, когда все на рейсы выезжают и здороваются. Тогда можно и поговорить немного. Мне помогало несколько раз — мужики предупреждали о заторах, и я аккуратно объезжал их. Гораздо полезнее, чем ГЛОННАС, который нам контора поставила в принудительном порядке и втридорога.
Эфир водители стараются просто так не засорять. Все разговоры только по существу: где сотрудники ГИБДД стоят, где пробка какая или авария случилась. Для общения есть другие частоты, где общаются и маршруточники, и городские радиолюбители. Водители рассказывают, что последнее время в эфире начали появляться и женщины. Чаще всего они спрашивают, как куда-нибудь удобнее всего проехать.
— Иметь рацию — абсолютно законно, и закон общаться таким образом не запрещает. Только их нужно в Россвязьнадзоре регистрировать. Главное учитывать, что есть частоты МВД, МЧС и скорой помощи, которые засорять нельзя. Правда, большинство раций этот диапазон просто не берут, но умельцы рации просто переделывают. Это уже наказуемое деяние, за это грозит штраф и изъятие рации. Но вот доказать, что ты был на запрещенной частоте практически невозможно. Недавно встретил знакомого — твоего коллегу с ТВ, так у него в машине две рации: одна на разрешенных частотах, вторая — ГАИ подслушивать, чтоб если что сразу на место ДТП успеть видео снять.
Раньше рации для разговора по душам и экстренной помощи друг-другу использовали только водители-дальнобойщики. Когда в пути много суток, старые диски с музыкой заслушаны до дыр, а болтливых путешественников-автостопщиков нет, рация — это единственной способ поговорить со своими коллегами. Пользуются рациями и туристы-путешественники. Но вот за пределами леса или трассы раньше широкого применения они не находили.
Я думаю, что это хорошая тенденция. В конечном счете ведь мы имеем ситуацию, когда водители не нарушают. Это самое главное. В таком случае гаишник выполняет свою основную работу — предупреждение аварийной ситуации. Ну и плюс ко всему — общение водителей между собой (по примеру дальнобойщиков) — это постоянный мониторинг ситуации на дорогах (пробки, аварии, крик о помощи. — Ред.).
Какой интересный прецедент, никогда про такое не слышал. Это же прямо народная навигация получается, как у Google или Яндекса. Если бы весь городской транспорт работал как положено, в такой системе не было бы необходимости, но в наших условиях, когда пробки и заторы неизбежны, это хорошее решение.
Видео
Рация спасла жизнь
Видео: павел артемов на YouTube