Институт национальной стратегии опубликовал доклад, в котором Башкирии и Татарстану рекомендуют отказаться от обязательного изучения в школах родных языков — для противодействия радикальному исламизму. По мнению политологов, эта практика неизбежно провоцирует национальный конфликт. Власти Башкирии отреагировали сдержанно: угроз дестабилизации на этнорелигиозной почве в республике нет, уверены они.
Властям национальных республик Поволжья — Башкирии и Татарстана — для противодействия радикальному исламизму настоятельно рекомендуют отказаться от практики принудительного изучения национальных языков в школах, а также «этнической дискриминации представителей “нетитульных” этносов на государственной службе».
То есть, проще говоря, брать в чиновники по заслугам, а не потому, что ты башкир или татарин. К такому выводу пришла рабочая группа Института национальной стратегии под руководством известного российского политолога, одного из идеологов Кремля Михаила Ремизова. На днях они опубликовали большой доклад «Карта этнорелигиозных угроз: Северный Кавказ и Поволжье», в котором постарались проанализировать состояние сепаратистского движения и развитие ваххабизма — одного из самых радикальных направлений в исламе.
На наш взгляд, исследователи Института национальной стратегии подошли к своим оценкам ситуации в Башкортостане несколько формально. В регионе сильны традиционные устои. У нас в мире и согласии проживают более 120 народов. Отношения между всеми народами крепкие, спокойные. К тому же Уфа — исторический центр традиционного ислама. Поэтому на сегодняшний день каких-либо реальных угроз дестабилизации на этнорелигиозной почве в республике нет.
В рамках доклада авторы предлагают властям десять экстренных мер для того, чтобы не допустить развития экстремизма в России. Например, усилить ротацию глав регионов и мэров городов, так как засидевшиеся лидеры создают настоящие кланы; не поощрять зарубежное религиозное образование, а создавать свои мусульманские учебные заведения; перестать заигрывать с местными радикал-исламистами и активнее поддерживать традиционный для России ислам, лояльный российской государственности, и, наконец, «настоять на добровольном изучении татарского и башкирского языков».
…[Рекомендуем] разрешить этнолингвистический конфликт в Татарстане и Башкортостане путем обеспечения права родителей выбирать для своих детей, в соответствии с федеральным законом, такой стандарт образования, который позволяет изучать русский язык не только как государственный, но и как родной язык (разница между «государственным» и «родным» языком заключается в наличии у последнего серьезной культурологической нагрузки и увеличении количества часов на его преподавание); в идеале — настоять на добровольном изучении татарского и башкирского языков.
Изучать в обязательном порядке башкирский язык в республике начали в 2006 году. Согласно конституции региона, башкирский язык — второй государственный после русского. Несколько лет назад эксперты ЮНЕСКО включили его в Атлас исчезающих языков мира. Начиная со второго класса школьники и школьницы изучают его два часа в неделю. Увы, порой в ущерб языку русскому. Это и вызывает негодование многих русскоговорящих жителей республики. В конце прошлого года Башкирии и другим регионам уже пытались запретить языковую обязаловку, причем не абы кто, а председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев.
«Благодаря» недосмотру Рособорнадзора, Минобразования и самих местных властей субъектов национальные языки изучают в ущерб государственному языку — русскому. Получается, что русский ученик изучает татарский язык как родной. После внесения поправок в закон о статусе он сможет сам выбирать, какой язык ему изучать в качестве родного.
Правда, даже такая высокопоставленная инициатива тогда сошла на нет и все осталось без изменений. Официальной реакции от администрации президента на эти рекомендации в этот раз пока не поступило.
— Нужно, обязательно нужно отменять обязаловку. Не нужно насиловать психику детей, пусть каждый учит действительно родной для него язык, абсолютное большинство населения с этим согласно. Другое дело, что решение одной проблемы породит другую — ведь тогда без работы останутся тысячи учителей башкирского языка, которых специально готовили. Как их трудоустраивать? Думаю, власти должны решить этот вопрос аккуратно и обязательно оставить возможность изучения языка для тех, кто этого хочет. Права меньшинств ущемлять тоже нельзя.
Видео
Видео взято у пользователя Nevextv
Заставлять нельзя! Это автоматически влечет за собой протест. Только по желанию родителей или самого ученика. А те, у кого в роду, да и родители сами татары или башкиры, те с детства уже знают родной язык. По крайней мере должны знать.
Как тонко, видите-ли «рекомендуют» отказаться от родного языка. Сегодня они таким образом запрещают родной язык, завтра запретят выбирать своего национального лидера, потом запретят иметь свое национальное территориальное образование, потом и саму нацию назовут выдумкой.
Никто и ничего не запрещает. Рекомендуют убрать обязаловку, как принуждение, тех кому он не нужен. Живу в Кузбассе, и меня, вдруг обязали бы изучать Шорский язык. А я бы лучше изучил язык своих предков.. коми-пермяцкий. При почти тотальном интернете, можно легко организовать изучение языков для всех желающих. Именно потому что Россия государство Интернациональное. Не организовывать же в каждой школе и для каждого ученика свой языковой класс. И ни каких притеснений… люди что хотят то и изучают и не обязательно только школьного возраста.
Извините, если кого задену, но когда местные башкиры разговаривают на родном языке в общественных местах, то русские начинают возмущаться: «…что вы там калякаете? говорите по человечески!…» Я живу на своей земле, испокон веков мои предки жили на этих землях, так почему я должен подстраиваться под русский язык, а не наоборот? Ведь от ПРИЕЗЖИХ гасторбайтер русские требуют знание русского языка.
88 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе