Феномен «Чайника». Бурятские фильмы захватывают российский кинопрокат

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Тимур Дугаржапов/SmartNews

Бурятия переживает настоящий кинобум. В столице республики постоянно проходят кастинги и съемки, сценами из мелодрам и боевиков прямо посреди городских улиц уже никого из местных жителей не удивишь. Корреспондент SmartNews попытался выяснить, откуда и почему вырос феномен бурятского кино.

Только в течение 2012 года в Бурятии снималось около десятка фильмов: криминальные драмы, лав-стори, комедии. А комедия бурятских кавээнщиков «На Байкал» покорила федеральный кинопрокат и заняла почетное седьмое место в списке самых успешных фильмов России в 2012 году. И немудрено: при очень скромном бюджете в 100 тыс. долларов кинокомедия с участием лидера группы «Ногу свело» Макса Покровского собрала в три раза больше.

В свое время мы были удивлены массовым интересом жителей Улан-Удэ к фильмам, снятым в Бурятии. Можно уверенно говорить о феномене бурятского кино. В коммерческом отношении это явление возникло с проката в 2010 году фильма «Чайник», рекорд посещаемости которого не побит до сих пор. Или вот такой пример: комедия «На Байкал» в прошлом году собрала в прокате в Улан-Удэ больше, чем «Пираты Карибского моря». Можно сказать, что кинопроизводство в республике вполне может существовать как бизнес, ориентированный на федеральный прокат, не такой, конечно, как в Голливуде, но уже приносящий реальные деньги. Мы также ждем коммерческого успеха и от нового полнометражного фильма Баира Дышенова «Отхончик. Первая любовь», прокат которого стартует в нашем кинотеатре с 21 марта.

У бурятского кинопроизводства уже есть свои признанные корифеи — такие, например, как Баир Дышенов. Его дебютный короткометражный фильм «Улыбка Будды» в 2009 году получил высокий приз Берлинского кинофестиваля — «Хрустального медведя». Следующий фильм режиссера из солнечной республики — «Наказ матери», еще одна короткометражка по мотивам буддийской притчи, — вошел в программу Каннского кинофестиваля 2012 года. В этом году Баир предлагает на суд зрителей фильм про любовь бурятской девушки и русского парня «Отхончик». Картина снималась в Иркутске и Улан-Удэ усилиями иркутской студии «Феникс» и улан-удэнского «Буряткино».

Еще один известный кинодеятель — Солбон Лыгденов, долгое время работавший с Тимуром Бекмамбетовым, — только недавно снял свой первый самостоятельный фильм «Дарима».

На слуху в Бурятии имя Евгения Замалиева, снявшего, можно сказать, самую кассовую региональную комедию «Чайник», затем ее продолжение, потом фильм «Уланудэнцы» и, наконец, криминальную драму «Решала». Последняя вышла на киноэкраны в феврале. 

Видео

— Не знаю, как в других регионах, но в Иркутске такого точно нет. Кстати, много снимают в Якутии, где существует мощная господдержка кинопроизводства. Факторов массового производства кино в республике, на мой взгляд, несколько. Сильно упростилась система съемок. Кинопроцесс на порядок удешевила новая цифровая техника. Цифровые кинопроекторы обеспечивают быстрый доступ кино к зрителям. Многие снимают на обычный фотоаппарат, получая неплохую картинку. Главной же причиной этого кинобума, скорее всего, является то, что мы живем в национальной республике, где формируется какая-то особая локальная культура, выделяющаяся на фоне однородного федерального культурного пространства. Это в целом позитивно для республики: развивается новая отрасль производства. Для этого у нас есть практически всё: актерская школа, довольно высокий уровень культуры и образования, желание снимать, техника, растущий уровень потребления населения. Существует также некий эффект новизны, благодарные зрители на ура принимают что-то свое, родное на большом экране. Мы снимаем бурятское кино, и, уверен, у него есть будущее.

Справка SmartNews

История бурятского кино начинается с кинокарьеры культового в Бурятии актера Валерия Инкижинова в 1915 году. Всемирную известность ему принесла главная роль в фильме Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана». В 1930 году он остался в Париже, став невозвращенцем. На Западе он снялся в 44 фильмах. Умер Инкижинов в 1973 году в Париже. В центре кладбища Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от его могилы находится надгробие писателя Ивана Бунина.

— Отдельные фильмы, посвященные Бурятии, в Советском Союзе снимались. Самыми значительными из них, можно даже сказать, шедеврами были «Потомок Чингисхана» (1928) Всеволода Пудовкина, где в главной роли снимался Валериан Инкижинов — его судьба достойна романа, затем надо отметить фильм «Песня табунщика», снятый в 1956 году Андреем Фроловым по сценарию бурятского литературного классика Даширабдана Батожабая. Затем — «Золотой дом», режиссером которого в 1960 году был знаменитый впоследствии актер Владимир Басов. Сценарий к «Золотому дому» также писал Батожабай в сотрудничестве с еще одним бурятским классиком культуры — Гомбожапом Цыдынжаповым. Кстати, имя Цыдынжапова носит оперный театр в Улан-Удэ. И наконец, фильм «Горький можжевельник» первого профессионального бурятского кинорежиссера Бараса Халзанова, снятый в 1985 году на базе Свердловской киностудии. Всего Барас Халзанов снял 11 фильмов, в большинстве своем они были посвящены Бурятии.

Бурятия еще совсем недавно относилась к самым депрессивным регионам России, однако сейчас республика наверстывает упущенное. Из-за нехватки производственных мощностей, которых и в советское время было не так уж много, а после перестройки стало еще меньше, ставка делается на развитие туризма. В республике усиленными темпами создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». Кинематографическая общественность предлагает создать новую отрасль производства — производство киногрез. Однако пока власти республики выжидают. 

Нужно немного подождать, посмотреть, как дальше всё будет развиваться. Если качество будет повышаться, будут хорошие отзывы зрителей — надо находить ему государственную поддержку. Пока же средства на эти цели в республиканском бюджете не заложены и общественного одобрения того, чтобы государство вмешалось в этот процесс, еще нет. Кино носит развлекательный характер. И если это шоу-бизнес, государственная поддержка изначально не предполагается. Всё прибыльно.

Видео

Новый фильм Баира Дышенова «Отхончик. Первая любовь» выйдет в прокат в конце марта

Автор

Тимур Дугаржапов

Над статьей работали

Надежда Сокирская, Елена Горбачева

1 комментарий к материалу.

Егор Орлов 28 марта 2013, 04:42

Вскорости по моему региональное кино завоюет всю Россию.Ведь в самой России в кино давно кризис.Есть отдельные режиссёры, но они не делают уже погоды.Выходит всё время какая-то серость.Неинтересная и скучная.Или дешёвые подделки под запад.А региональное тем интересней, что оно идёт от самого народа населяющий данный регион.И его души и не в последнюю очередь от его верований и культурных ценностей.Плюс к тому же огромные девственные пространства, где нет недостатка в красивейших природных местах.И где люди ещё живут охотой и рыбалкой как в седой древности, ещё на заре человеческого существования.Когда такого нет нигде в остальном мире.И где можно снимать интереснейшие, занимательные материалы в течении длительного времени.Например если взять Европу и Америку.Ведь там уже то что можно показать, удивить зрителя, давным давно уже практически всё сделано, выедено и выпито.И им уже практически ничего уже не светит на мой взгляд.То ли дело региональное кино, которое ещё только ждёт своих исследователей, постановщиков, артистов и всего того, что в последствии держит в напряжении зрителя в течении короткого временного отрезка, порядка двух часов.Где он с героями переживает все его приключения и злоключения.На короткое киношное время полностью погружаясь в волшебный мир кино.Выходя потом после просмотра оттуда окрылённым и погруженным в раздумья.То что делает кинематограф во все времена самым доступным средством, делающим человека и ребёнка добрее и человечнее...

Добавить комментарий

Новое на сайте