Власти Ульяновской области начали реструктуризацию школьных образовательных учреждений. По ее итогам школы могут закрыть или объединить с более сильными. Так власти собираются сэкономить около 155 млн рублей.
В Ульяновской области началась оптимизация образовательных учреждений. Маленькие сельские школы собираются закрыть или слить с более крупными. Цель оптимизации — экономия и перераспределение средств.
Сколько будет закрыто сельских школ, пока точно неизвестно, однако очень вероятно, что, например, в Чердаклинском районе области ликвидируют десять из имеющихся двадцати. Таким образом, некоторым детям придется ездить в школу в соседние деревни.
Чиновники уверяют, что сельским школьникам и учителям пока беспокоиться не о чем, и обещают подойти к модернизации сети образовательных учреждений продуманно: просчитать экономические обоснования, найти место работы для каждого педагога, обсудить всё с местными жителями и только потом начинать процесс реорганизации.
В Министерстве образования и науки Ульяновской области заверяют, что никакой разнарядки на закрытие определенного количества школ у них нет. Целей у оптимизации две: повышение качества знаний и изменение баланса финансовых затрат.
Мы говорим не об оптимизации, а о развитии образовательной сети. В нынешней системе образования, очевидно, есть слабые места. Самая наша большая болевая точка — демографическая яма. По нормативам в классе городской школы должно обучаться не меньше 25 человек, а в сельской — 14. Если наполняемость в школе меньше половины, то это сказывается в первую очередь на образовательном процессе. И тому есть ряд причин: финансирование образовательных учреждений осуществляется исходя из числа учащихся и школы с низкой наполняемостью не обеспечиваются достаточными средствами на содержание и ремонт зданий, на закупку нового оборудования и в целом на обновление материально-технической базы учебного заведения. В итоге страдает качество образования в таких школах.
Заполняемость сельских школ с каждым годом падает. Количество школьников в Ульяновской области с 2007 по 2013 год в целом уменьшилось на 13 622 человека — это 11,1%. В сельской местности оно сократилось на 25%.
Демографические проблемы привели к тому, что в некоторых селах в одном школьном классе могут учиться по 1–5 человек. Все это приводит к дифференциации, снижает равенство доступа к качественному образованию для детей. В первую очередь это, безусловно, касается жителей малых населенных пунктов. А дифференциация порождает неравенство, закрепляет социальное расслоение.
Власти уверяют, что существенных перемен ни родители, ни сами ученики на себе не почувствуют. Процедуру реструктуризации максимально детализировали и сделали прозрачной. Пострадать могут только директора, сотрудники бухгалтерии и другой административный персонал. В случае ликвидации их просто понизят в должности.
Прежде чем начать разговор о возможных изменениях, администрация муниципального образования готовит по каждому учреждению экономическое обоснование планируемых изменений. К примеру, если речь идет о реорганизации школы, то просчитывают всё до затрат на перевозку детей, проводится исследование дороги, по которой будут возить обучающихся. Только в том случае, если реорганизация окажется обоснованной, начинается разъяснительная работа с родителями и педагогами конкретной образовательной организации. Все собрания протоколируются. Работает специальная комиссия по ликвидации или реорганизации. Наравне с представителями муниципальной администрации в нее входят сами учителя, родители и все желающие жители. На финальном этапе проводится сход граждан. На нем и принимается итоговое решение.
Назвать общее количество школ, которые уже в этом году могут быть закрыты или реструктуризированы, в региональном Минобрнауки пока не могут. Сейчас в сельских районах в самом разгаре подготовительный этап — эксперты просчитывают экономические эффекты, проводят общественные слушания. Только по их результатам можно будет заявить, в какой именно форме продолжит существовать образовательное учреждение.
Однако родители сельских школьников уже начали выражать беспокойство. Так, в селе Андреевка местные чиновники планируют сохранить только основную школу, а старшеклассников собираются возить на обучение в село Татарский Калмаюр. Изменения произойдут и в образовательных организациях сел Новый Белый Яр и Старый Белый Яр. Там вообще намерены оставить только начальные классы, а остальным ученикам придется на школьном автобусе ежедневно проезжать несколько километров до села Суходол.
Вы посмотрите, какие у нас дороги. В пути может произойти что угодно. Я не хочу каждый день переживать за своего ребенка, которого везут в другое село. Что бы нам ни говорили, но неудобства будут. Этот школьный автобус не будет же ездить каждый час. Если у моего сына четыре урока, домой его повезут вместе со всеми, то есть после шестого урока.
Местные жители уже начали собирать подписи под открытым обращением к депутатам Законодательного собрания с требованием сохранить их школы. Министерство образования и науки Ульяновской области тем временем планирует повысить зарплаты педагогам на 5% в октябре этого года.
Аналогичные массовые волнения, связанные с закрытием школ, в эти дни охватили многие регионы России.
Видео
Закрытие сельских школ
Видео: Andrew Ekhenoff/YouTube
Надо объективно подходить к этой проблеме: мало того, что школы нерентабельны, так в них еще и очень сложно обеспечить нормальный, уровень образования. Так что содержать убыточные, да еще и неэффективные учреждения, по-моему смысла нет.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе