В целях оптимизации. В Ульяновской области ликвидируют слишком маленькие школы

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Александр Паниотов/РИА Новости

Власти Ульяновской области начали реструктуризацию школьных образовательных учреждений. По ее итогам школы могут закрыть или объединить с более сильными. Так власти собираются сэкономить около 155 млн рублей.

В Ульяновской области началась оптимизация образовательных учреждений. Маленькие сельские школы собираются закрыть или слить с более крупными. Цель оптимизации — экономия и перераспределение средств.

Сколько будет закрыто сельских школ, пока точно неизвестно, однако очень вероятно, что, например, в Чердаклинском районе области ликвидируют десять из имеющихся двадцати. Таким образом, некоторым детям придется ездить в школу в соседние деревни.

Чиновники уверяют, что сельским школьникам и учителям пока беспокоиться не о чем, и обещают подойти к модернизации сети образовательных учреждений продуманно: просчитать экономические обоснования, найти место работы для каждого педагога, обсудить всё с местными жителями и только потом начинать процесс реорганизации.

В Министерстве образования и науки Ульяновской области заверяют, что никакой разнарядки на закрытие определенного количества школ у них нет. Целей у оптимизации две: повышение качества знаний и изменение баланса финансовых затрат.

Мы говорим не об оптимизации, а о развитии образовательной сети. В нынешней системе образования, очевидно, есть слабые места. Самая наша большая болевая точка — демографическая яма. По нормативам в классе городской школы должно обучаться не меньше 25 человек, а в сельской — 14. Если наполняемость в школе меньше половины, то это сказывается в первую очередь на образовательном процессе. И тому есть ряд причин: финансирование образовательных учреждений осуществляется исходя из числа учащихся и школы с низкой наполняемостью не обеспечиваются достаточными средствами на содержание и ремонт зданий, на закупку нового оборудования и в целом на обновление материально-технической базы учебного заведения. В итоге страдает качество образования в таких школах.

Заполняемость сельских школ с каждым годом падает. Количество школьников в Ульяновской области с 2007 по 2013 год в целом уменьшилось на 13 622 человека — это 11,1%. В сельской местности оно сократилось на 25%.

Демографические проблемы привели к тому, что в некоторых селах в одном школьном классе могут учиться по 1–5 человек. Все это приводит к дифференциации, снижает равенство доступа к качественному образованию для детей. В первую очередь это, безусловно, касается жителей малых населенных пунктов. А дифференциация порождает неравенство, закрепляет социальное расслоение.

Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Власти уверяют, что существенных перемен ни родители, ни сами ученики на себе не почувствуют. Процедуру реструктуризации максимально детализировали и сделали прозрачной. Пострадать могут только директора, сотрудники бухгалтерии и другой административный персонал. В случае ликвидации их просто понизят в должности.

Прежде чем начать разговор о возможных изменениях, администрация муниципального образования готовит по каждому учреждению экономическое обоснование планируемых изменений. К примеру, если речь идет о реорганизации школы, то просчитывают всё до затрат на перевозку детей, проводится исследование дороги, по которой будут возить обучающихся. Только в том случае, если реорганизация окажется обоснованной, начинается разъяснительная работа с родителями и педагогами конкретной образовательной организации. Все собрания протоколируются. Работает специальная комиссия по ликвидации или реорганизации. Наравне с представителями муниципальной администрации в нее входят сами учителя, родители и все желающие жители. На финальном этапе проводится сход граждан. На нем и принимается итоговое решение.

Назвать общее количество школ, которые уже в этом году могут быть закрыты или реструктуризированы, в региональном Минобрнауки пока не могут. Сейчас в сельских районах в самом разгаре подготовительный этап — эксперты просчитывают экономические эффекты, проводят общественные слушания. Только по их результатам можно будет заявить, в какой именно форме продолжит существовать образовательное учреждение.

Однако родители сельских школьников уже начали выражать беспокойство. Так, в селе Андреевка местные чиновники планируют сохранить только основную школу, а старшеклассников собираются возить на обучение в село Татарский Калмаюр. Изменения произойдут и в образовательных организациях сел Новый Белый Яр и Старый Белый Яр. Там вообще намерены оставить только начальные классы, а остальным ученикам придется на школьном автобусе ежедневно проезжать несколько километров до села Суходол.

Вы посмотрите, какие у нас дороги. В пути может произойти что угодно. Я не хочу каждый день переживать за своего ребенка, которого везут в другое село. Что бы нам ни говорили, но неудобства будут. Этот школьный автобус не будет же ездить каждый час. Если у моего сына четыре урока, домой его повезут вместе со всеми, то есть после шестого урока.

Местные жители уже начали собирать подписи под открытым обращением к депутатам Законодательного собрания с требованием сохранить их школы. Министерство образования и науки Ульяновской области тем временем планирует повысить зарплаты педагогам на 5% в октябре этого года.

Аналогичные массовые волнения, связанные с закрытием школ, в эти дни охватили многие регионы России.

Видео

Закрытие сельских школ

Видео: Andrew Ekhenoff/YouTube

Прислала
Инна Новикова

Надо объективно подходить к этой проблеме: мало того, что школы нерентабельны, так в них еще и очень сложно обеспечить нормальный, уровень образования. Так что содержать убыточные, да еще и неэффективные учреждения, по-моему смысла нет.

Автор

Артур Власов

Над статьей работали

Инна Новикова, Мария Землянская

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Рафаєль В. Макаров 31 марта 2014, 09:56

Работа по укрупнению школ вполне разумна. В крупных, заполненных школьниками и учителями школах можно проводить обучение на современном уровне с привлечением компьютерной техники и Internet-доступа. Но она будет ещё и эффективной, когда родители смогут своих детей приводить или привозить без проблем на учёбу. Чтобы дорога в школу не превращалась для учеников в "тропу героев".

Неонила Полякова 31 марта 2014, 10:35

Проблема закрытия малокомплектных школ на селе становится с каждым годом все острее. С одной стороны: оптимизация сети образовательных учреждений в сельской глубинке жизненно необходима, чтобы повысить качество образования детей и сократить неэффективное расходование средств. Но с другой стороны: закрытие малокомплектных школ ведет к росту социальной напряженности в сельской местности, откуда и так бегут люди в города, где есть работа и какие-то, пусть минимальные, социальные условия. Наличие малокомплектных школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов в той или иной степени еще помогает спасти сельские населенные пункты от обезлюдивания. Потому поспешное закрытие малокомплектных учреждений социальной сферы на селе просто недопустимо. Не говоря уже о том, что оно не раз еще аукнется нашему государству.

Сергей Антонов 31 марта 2014, 11:08

Школы закрывать это не выход, хоть они и нерентабельны. Все же детям куда удобнее и лучше будет учиться в своей деревне чем ездить каждый день куда-то еще.

Отмечено
редакцией

Инна Новикова 31 марта 2014, 11:43, Изменено: 31 марта 2014, 14:39

Надо объективно подходить к этой проблеме: мало того, что школы нерентабельны, так в них еще и очень сложно обеспечить нормальный, уровень образования. Так что содержать убыточные, да еще и неэффективные учреждения, по-моему смысла нет.

Сергей Милованов 31 марта 2014, 12:05

Ну если это повысит качество образования и позволит выделять на школы побольше денег, то почему нет?

Дмитрий Игнатьев 31 марта 2014, 12:36

проблема довольно-таки неоднозначная, а поэтому в каждом отдельном случае она должна разбираться особо, причем обязательно с привлечением местных жителей.

Анатолий Дубинский 31 марта 2014, 12:53

На самом деле ситуация со школами (сюда, кстати, можно добавить и почты - об их "оптимизации" Smartnews писал год-полтора назад) очень и очень неоднозначна.
С одной стороны, что-то делать надо. Содержать ради пяти-десяти учеников штат учителей или организовывать поездки учителей в школы - неразумно. Если сказать очень мягко. Гонять школьников девять месяцев в году, в том числе по морозу, в дождь и грязь из родной деревни в другую на занятия - тоже не выход. Всё-таки сейчас не начало ХХ века. Да и деревни тогда были не чета нынешним.
С другой стороны, что делать с детьми, в интернаты сдавать, как это было в советские времена у наших северных народов? Тоже не выход, и менталитет не тот, и времена другие.
К слову, этот вопрос Smartnews тоже поднимал две недели назад - http://smartnews.ru/regions/sa.... Тогда в обсуждении статьи была вновь озвучена старая советская идея об переселении из "неперспективных" деревень. Объединение, укрупнение - не панацея, но похоже - неизбежное... Так и хочется написать "зло"... Понятно, местные власти решить эти проблемы не в состоянии, нужен государственный подход, и начинать надо не с "оптимизации", а с планов по переезду людей и организации для них рабочих мест. То есть решать надо не теми кусками, что кажутся попроще, а с системного подхода к проблеме в целом. Тогда и со школами можно будет решить. Процесс всё равно будет длительным и болезненным

Добавить комментарий

Новое на сайте