Суздальский священник Андрей Давыдов — единственный в России мастер иконописи, создающий иконы в технике энкаустики — письма минеральными красками на основе натурального воска. Работы отца Андрея, в прошлом театрального художника, известны далеко за пределами нашей страны. Благодаря энтузиазму священника-иконописца воссозданы многие уникальные технологии средневековых мастеров.
Как рассказал SmartNews Андрей Давыдов, к Богу и служению он пришел именно благодаря своей увлеченности древнерусской иконой. Она началась в годы его учебы в Школе-студии МХАТ, которую он окончил как театральный художник еще в конце 70-х годов прошлого века.
Я стал все больше применять изобразительные иконописные принципы в своих работах. И наконец захотелось и самому написать икону. Для этого пришлось залезать во всякие фолианты, которых тогда было очень мало, ходил в Ленинскую библиотеку, выписывал старинные рецепты, увлекся технологией живописи… Но для того чтобы писать икону, этого оказалось недостаточно. Икона имеет практическое предназначение — это предмет для молитвы, и, не понимая, что такое церковь, что такое богослужение и что такое молитва, ничего в иконе не поймешь.
После рукоположения в сан священника Андрей Давыдов служил в храмах Литвы, Латвии, Пскова, а шесть лет назад переехал в Суздаль. Все это время он продолжал писать иконы и фрески, совершенствовал технику энкаустики. Став известным иконописцем, стал проводить курсы иконографии в различных странах: Италии, Голландии, Германии, США.
После того как служил в разных приходах, в конце концов перебрался в Суздаль. Хотя здесь на 10 тыс. населения двадцать действующих церквей и четыре монастыря. Мой приход на самом деле очень небольшой. Но меня это устраивает. Я с утра до вечера с кисточкой. С одной стороны, я служу — без этого я не могу, для меня это очень важная часть жизни. А с другой, могу значительную часть времени заниматься иконописью.
Возрождение техники энкаустики для Андрея Давыдова — это возвращение к истокам иконописи, ведь в течение первого тысячелетия христианства иконы писались именно восковыми красками.
Справка SmartNews
Энкаустика (греч. egkaustike, от egkausis — «выжигание») — античная техника живописи восковыми красками с использованием обычных минеральных красителей. Для этого использовался специально подготовленный пчелиный воск, смолы и минеральные красители. Живопись в технике энкаустики получила наибольшую известность в фаюмских портретах (найденных в Египте и получивших название по местечку Фаюм). Вплоть до XII века она использовалась в иконописи, но постепенно вытеснялась более простой темперной, а потом и масляной техникой.
Самые первые иконы были написаны воском, и у нас на Руси такие тоже сохранились. Но совсем эта техника забыта, конечно, не была. Не писали не потому, что не умели, а потому, что эта техника не была востребована. А ведь именно энкаустика позволяет выполнить очень глубокую проработку деталей, создать очень живые, выразительные образы.
Суздальский иконописец не скрывает секретов своего мастерства. Больше всего мастер-классов он проводит именно в Суздале в иконописной мастерской «София», а не за границей. А средства от продажи икон тратит на реставрацию и роспись суздальских Никольского и Христорождественского храмов.
о. Андрей Давыдов — действительно замечательный иконописец. В одном сербском богословском журнале, которое носит название «Каленић» и является официальным печатным органом Шумадийской епархии СПЦ, постоянно публикуют фотографии его икон и фресок.
В Суздале познакомились со священником и иконописцем отцом Андреем Давыдовым. Я теперь поклонник дикий.
Видео
Я очень часто слышу о том, что художники, занимающиеся иконописью, или реставраторы, имеющие дело с иконами, приходят через это к служению Богу. Видимо, есть какая-то особенная сила в этих образах.
эта техника хороша тем что, краски совсем не выгорают, а тонкий красочный слой не трескается и не отлетает со временем, практически вечная живопись. Только настоящая энкаустика подогревается паяльной лампой, здесь про это ничего не сказано. Возможно это просто роспись на воске.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе