Жители островов Владивостока не могут попасть в собственные дома. Главный морской перевозчик города без предупреждения остановил все рейсы на островные территории столицы Приморья. Сами островитяне говорят, что, ограничивая услуги, перевозчик хочет заставить властей вернуть прежние субсидии.
Один из главных морских перевозчиков Владивостока — компания «Мортранс» неожиданно отменила все пассажирские перевозки на острова Русский, Попова и Рейнеке. Сотни жителей города не смогли вовремя попасть домой.
Справка SmartNews
«Мортранс» — ведущая транспортная компания Владивостока, соединяющая морским транспортом островные территории города — острова Русский, Попова, Рейнеке, а также полуостров Песчаный. Предоставляет услуги более семи лет. Мостовой переход имеется только между материком и островом Русский. Для всех остальных территорий паромы и катера — единственная возможность попасть на материк и обратно.
Как утверждают в компании «Мортранс», морскую переправу остановили сами капитаны судов. По их словам, причалы на островах и на материке не соответствуют нормам безопасности.
Утром 20 мая капитаны компании «Мортранс» на общем собрании объявили руководству, что отказываются выходить в рейсы. Главная причина недовольства плавсостава — отсутствие условий для безопасной посадки-высадки пассажиров. Так, в центре Владивостока после проведения саммита АТЭС (в сентябре 2012 года. — Ред.) компании на 30-м причале оставили только три причальных стенки для швартовки восьми судов разных типов. В таких условиях капитаны вынуждены лавировать по бухте, задерживая прибытие и отбытие судов. А во время прихода круизных лайнеров у перевозчиков остается только одна стенка. Пирс на полуострове Песчаный уже давно разваливается, и даже ходить по нему, а не то, что швартоваться теплоходам, опасно: бетон крошится, повсюду торчат куски арматуры.
Один пирс на острове Рейнеке в прошлом году был отремонтирован городской администрацией. Однако при ремонте он был поднят на 70 см. И при швартовке, жалуются в «Мортрансе», пирс теперь находится на уровне груди пассажиров, выходящих с первого этажа.
Экипажу приходится ставить трап со второго этажа под острым углом, что также категорически не соответствует нормам безопасности.
Мы каждый день, каждый рейс рискуем жизнью и здоровьем пассажиров. А если произойдет какая-то трагедия при посадке или высадке, то всю ответственность будет нести капитан. Он получит «дырку» в капитанском удостоверении и больше никогда не сможет работать по специальности. Ну а об уголовной ответственности я вообще молчу.
Впрочем, в администрации Владивостока лишь удивились поведению представителей «Мортранса», отметив, что до конца года с перевозчиком заключен договор на перевозки.
Официального письма о приостановке морских перевозок мы не получали. Управление администрации направило письмо «Мортрансу», в котором требует разъяснить ситуацию. Также отметим, что пирсы в аварийном состоянии не находятся. Когда договор о перевозке заключался, никаких вопросов у «Мортранса» к состоянию пирсов не было.
Пока «Мортранс» и администрация города пишут друг другу письма, заложниками ситуации остаются сами жители островов. Уже наученные горьким опытом, они смело утверждают, что в данном случае якобы опасные причалы ни при чем. Всё дело — в жадности перевозчика. Дело в том, что с вводом в эксплуатацию моста на остров Русский в 2012 году пользователей услугами паромной переправы стало заметно меньше.
Видео
Открытие моста во Владивостоке, 2012 год
Видео пользователя VestiKhabarovsk
Вследствие этого власти Владивостока сократили дотации, выделяемые на морские перевозки. Если раньше «Мортранс» получал на развитие до 300 млн рублей ежегодно, то сейчас эта сумма сократилась в разы. Многие горожане считают, что, желая вернуть прежние дотации, «Мортранс» предпринимал уже не одну попытку настоять на своих условиях. Так, к примеру, как уже писал SmartNews, в декабре прошлого года руководство «Мортранса» заявило о существенном сокращении штата сотрудников и судов. Однако тогда власти оперативно наладили автобусное сообщение с островом Русский и проблемы не стало. В этот раз, говорят островитяне, перевозчик пошел на крайние меры.
Вся нынешняя ситуация — это очередная выходка перевозчика, который превратил жителей островов в заложников своей борьбы за казенные субсидии. При этом сотни тысяч рублей владельцам паромной переправы выплачиваются регулярно. Местные жители на себе испытывают беспредел этого частного извоза.
Вести переговоры и принимать решения можно не вгоняя в транс островитян, не останавливая движения паромов, по сути, скрытой забастовкой. Стремление выбить больше субсидий от мэрии не красит перевозчиков. При этом на ремонт судов, на зарплаты в компании тратятся по минимуму. Причем оставлять морской город без малого пассажирского флота нельзя. Морские прибрежные перевозки и экскурсии во все времена были и остаются интересны, а при должном подходе и рентабельны.
Похоже, и на этот раз мэрия Владивостока не пойдет на поводу у перевозчика. В тот же день, когда «Мортранс» остановил все суда, мэрия зафрахтовала суда у стороннего перевозчика, чтобы доставить людей с материка на острова.
Кроме того, городская администрация уже во вторник намерена пустить новые автобусные маршруты, которые свяжут центр Владивостока с поселками Поспелово, Подножье и Канал на острове Русский.
На этой неделе также с острова Русский в центр города будут запущены автобусные маршруты, на которые выйдут новые муниципальные автобусы.
На следующий день после резкой отмены перевозок, администрация Владивостока не менее резко ответила на действия «Мортранса».
Администрация города направила руководству «Мортранса» официальное письмо о расторжении договора. Остается непонятным, почему компания, обязанная по договору с администрацией Владивостока выполнять регулярные рейсы на острова Русский, Попова, Рейнеке и полуостров Песчаный до сих пор официально не уведомила управление транспорта Владивостока о причинах остановки паромного сообщения с островами.
Реакция руководства компании-перевозчика не заставила себя долго ждать. Как сообщили SmartNews в «Мортрансе», компания готовится к увольнению сотрудников.
Односторонний разрыв договора означает, что более 300 человек, сотрудников компании, а это капитаны, матросы, кассиры — останутся без работы. А значит их семьи, а это еще около 1500 человек, — без средств существования. Согласно трудовому кодексу, компания обязана сократить всех сотрудников и выплатить им компенсации. Учитывая то, что мэрия до сих пор не оплачивает работу компании в апреле, заложниками становятся не только пассажиры, но и перевозчики.
Все суда «Мортранса» продолжают стоять на приколе.
Между тем, власти уже обратились в транспортную прокуратуру и готовят заявление в прокуратуру Владивостока и УФАС. В ведомствах пока от комментариев воздерживаются.