Фото: wikimapia.org
Во Владивостоке разгорелась борьба за памятник истории — дом писательницы Элеоноры Прей. Строители пытаются завезти на объект технику, а возмущенные горожане встают на защиту дома живым щитом.
Война за дом известной писательницы Элеоноры Прей с каждым днем разгорается всё сильнее. Строители несколько дней подряд пытались снести здание, подгоняли к флигелю экскаваторы якобы для того, чтобы вывезти строительный мусор, однако люди организовывали живой щит и давали отпор желающим сломать архитектурный памятник. В деле организации живого заслона помогали блогеры — они призывали жителей Владивостока и СМИ объединиться против строителей.
Марина Баринова стоит под экскаватором на Почтовом переулке, чтобы не дать снести флигель Элеоноры Прей. #vladivostok Доблестные сми, вы где? Собственники здания собираются … снести все, несмотря на историко-архитектурную экспертизу, которая подтвердила, что это памятник истории, имеющий особое значение для Владивостока и региона.
В ответ на призыв инициативные жители Владивостока подтягивались в Почтовый переулок, где располагается дом Элеоноры Прей. Несколько часов в день они стояли под ковшом экскаватора, отстаивая останки флигеля исторического здания.
Видео
Видео: ПримаМедиа ТВ на YouTube
Несколько дней люди не давали снести дом Элеоноры Прей
Справка SmartNews
Старинный особняк в Почтовом переулке, известный жителям Владивостока как «Дом Элеоноры Прей», — один из самых старых в городе. По приблизительным подсчетам, он появился в начале 1880-х годов. Американка Элеонора Прей прибыла во Владивосток в 1894 году. Она прожила в столице Приморья 36 лет, написав за это время 16 тыс. страниц писем, сделала бесчисленное количество фотографий, которые впоследствии стали летописью жизни Владивостока первой трети XX века. На основе писем и фотографий Элеоноры была издана книга, принесшая славу автору писем и Владивостоку. Сейчас создана спецкомиссия, призванная доказать, что дом является культурно-историческим памятником.
Как ранее писал SmartNews, первый конфликт со сносом флигеля разразился 26 марта. Тогда строители начали сносить часть дома Элеоноры Прей — флигель для прислуги. В этот день директор приморского краевого объединенного музея им. Арсеньева Виктор Шалай написал в своем блоге о начавшихся работах по сносу здания. Обращение превратилось в петицию к губернатору края и мэру города, свои подписи под ней поставили более тысячи человек. В итоге после неоднократных переговоров представителей власти с застройщиком начало строительных работ отложили.
Я понимаю, что город должен обновляться, а во Владивостоке с землей есть определенные сложности. Однако надо четко понимать, где можно строить, а где нельзя. Надо тщательно проверять все те участки, особенно в центре, где дается разрешение на возведение новых домов. Да, надо дать городу возможность развиваться, однако и сохранить историко-культурное наследие Владивостока совершенно необходимо.
За прошедшие два месяца ситуация не получила разрешения. Как рассказал SmartNews Евгений Бондарь, генеральный директор компании-застройщика ООО «Технопарк», который пытается заняться сносом здания, все его действия абсолютно законны. Вместе с тем, добавил он, все обещания руководителей края и города совместно решить проблему, остались только обещаниями. И только после того как снос флигеля начался снова, глава Владивостока Игорь Пушкарев пообщался с директором ООО «ТехноПарк».
Глава города встретился с нами и сказал, что как чиновник, как человек, он против строительства. И если бы существовала возможность отозвать разрешение, то он бы это сделал не задумываясь. Однако наши действия совершенно законны.
По словам Евгения Бондаря, компания «ТехноПарк» начала оформлять документы на строительство в центре города станции технического обслуживания еще несколько лет назад. Тогда ни о каком историческом статусе дома Элеоноры Прей речи не шло. Только проведенная после начала сноса флигеля экспертиза подтвердила право строения стать памятником исторического значения.
Как рассказал SmartNews Евгений Бондарь, глава города предложил заняться обследованием всех домов в Почтовом переулке, для того чтобы понять, возможна ли их реставрация в том виде, который был при жизни Элеоноры Прей.
Фото: kasparov.ru
Сейчас нам предложили взять паузу в строительстве станции и вместо этого заняться работами по оценке возможной реставрации всех исторических зданий в Почтовом переулке. При личной встрече глава предложил мне заняться этой работой, а потом — примерно месяца через два — еще раз встретиться, посмотреть, какие работы по реставрации домой мы обозначаем как необходимые и сколько это будет стоить. И уже после такого обсуждения, если стоимость работ устроит обе стороны, с нами заключат договор на производство реставрационных работ. Я пока согласился, но понимаю, что в этой ситуации несу определенные налоговые риски — инспекция может заинтересоваться, почему я произвожу работы, на которые у меня нет договора. И вот сейчас я уже готов отказаться от строительства объекта здесь и поискать другое место, но в этом случае я рассчитываю на компенсацию моих затрат.
Эксперты отмечают, что для сохранения памятника архитектуры надо по суду отзывать разрешение на застройку либо оформлять разрешение на реставрацию.
Сейчас надо либо признавать этот дом памятником истории и по суду отзывать документы, выданные на разрешение застройки, либо заключать договор на производство реставрационных работ. Потому что сейчас нет никаких законных оснований для отзыва разрешения строительства, и застройщик имеет полное право начать работы в любой момент. А все устные договоренности, на которые сейчас ссылается директор ООО «ТехноПарк», не имеют никого значения. Он в любой момент может приехать и всё снести.
Сейчас между представителями администрации города и ООО «ТехноПарк» идут переговоры. Обсуждается возможность выкупа земли у компании-застройщика. Конкретная сумма пока не называется, но в ней будет отражена стоимость земли и компенсационные выплаты строительной компании. Впрочем, Виктор Шалай не уверен, что ситуация всё же получит какое-либо разрешение. По его словам, намерения о сохранении домов в Почтовом переулке было обнародовано еще в марте, однако никаких конкретных действий предпринято не было. Да и отстаивать, по сути, скоро будет нечего, добавил он.
Фото: shamora.info
Рабочие ночью пришли на объект, руками разобрали оставшиеся стены и сейчас флигеля больше не существует. И вот сейчас меня терзает один вопрос — действительно ли администрация города заинтересована в сохранении этого дома, в развитии этой территории как интересного культурного и туристического объекта или же это всего ли демонстративные поступки, маскирующие стремление не решать вопрос с возведением здесь чего-либо?! Что может общественность в данном случае? Только взывать к здравому смыслу.
Ничего удивительного. Земля в центре дорогая, место элитное. Кому нужена историческая улица если там можно возвести многоэтажки, парковки и т.д.? У нас только могут говорить о необходимости сохраниения культурного наследия. Для виду ремонтировать монастыри, храмы и дворцы, а вот такие милые людям, но не приносящие доход местечки чиновникам не интересны.
И откуда только такие варвары берутся. Иногда кажется, что они и им подобные росли и получали образование где то, и даже не в российской тайге. Внезапно, часто криминально разбогатев, левыми путями достают всевозможные разрешения, позволяющие ради наживы творить беспредел в отношении истории. Возмущает позиция чиновников, выдающих не просто так нужные документы и лепетать потом о каких то переговорах.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе