В Волгограде сотни автовладельцев не могут купить полис ОСАГО. Страховые компании заявляют, что закончились бланки. Правда, по словам страховщиков, они могут появиться буквально через несколько дней, но только в том случае, если владелец машины согласится оформить еще страхование жизни или дополнительно купить полис КАСКО.
В Волгограде практически невозможно оформить полис ОСАГО. Большинство страховщиков уверяет клиентов, что закончились бланки. Правда, многие из них тут же добавляют, что могут застраховать водителя, но только если он согласится заключить договор страхования жизни. Впрочем, есть и такие фирмы, в которых, не стесняясь, говорят, что у них ОСАГО входит в пакет, который включает в себя еще несколько видов страхования.
Корреспондент SmartNews под видом клиента позвонил в несколько компаний и не смог застраховать свой автомобиль только по ОСАГО.
Мы сейчас не берем на страхование автомобили. У нас бланков нет.
Другие страховщики также сослались на отсутствие полисов ОСАГО: якобы бланки с регистрационными номерами на 2013 год уже закончились, а новые, на 2014 год, — еще не получены.
Бланков в наличии нет. Все вопросы по ним будут решены после 15 января 2014 года. Мы можем оформить предварительную запись для автовладельца, который желает оформить ОСАГО, но после Нового года будут внесены кое-какие изменения, полной информации о которых я сейчас не имею. Как быть сейчас? Попробуйте посмотреть для себя условия КАСКО, может, вам подойдет.
У многих волгоградцев такое развитие событий вызвало недоумение: что случилось со страховыми компаниями? Некоторые из них, словно сговорившись, пытаются навязать ненужные услуги. Тем не менее жители региона соглашаются с такими предложениями.
Я обзвонила по телефону несколько волгоградских страховых компаний, и во всех мне заявили, что оформление ОСАГО возможно только при страховании жизни. Я оформила полис вместе с дополнительной услугой (она стоит тысячу рублей), потому что получается безвыходная ситуация — машиной я пользуюсь постоянно и ездить по городу без полиса не могу.
Справка SmartNews
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) — самый распространенный вид автострахования в России. Гражданская ответственность в законодательстве трактуется как обязанность возместить причиненный ущерб потерпевшей стороне. С 1 июля 2003 года в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», все водители в обязательном порядке страхуют риск возникновения ответственности за причинение вреда. Благодаря этому ущерб, нанесенный ими чьему-либо имуществу или здоровью, по полису ОСАГО возмещает страховая компания. По российскому законодательству, владелец транспортного средства обязан застраховать свой автомобиль в течение пяти дней после оформления его в собственность. Без полиса ОСАГО автомобиль не будут регистрировать в ГИБДД, а управлять автомобилем без наличия полиса запрещено.
В итоге волгоградцы оказались в буквальном смысле на перепутье: либо ждать, когда в регион доставят новые бланки, и оставить свою машину до этого времени в гараже. Либо согласиться с условиями страховщиков, которые обеспечат полисом ОСАГО вместе с обязательной страховкой жизни. Менеджеры некоторых страховых компаний говорят: «Таково распоряжение нашего руководства».
… После расчета по вашим индивидуальным данным получается стоимость 3831,40 рубля. Страховку эту я по ОСАГО вам рассчитала. Расчет произведен по ОСАГО плюс страхование жизни на собственника. У нас вот в такой стоимости продается полис. А в другой компании, может, и не так будет. Позвоните, приценитесь.
Вместе с тем другие страховщики исключают возможность того, чтобы бланки закончились. Представители страховых компаний, которые недостатка в этих бумагах не испытывают, считают, что за счет предоставления дополнительных, но ставших вдруг обязательными услуг страховые компании пытаются покрыть собственные финансовые убытки.
Стоит признать, что на сегодняшний день «Л+ОСАГО» (личное страхование плюс обязательное страхование автогражданской ответственности) является убыточным видом страхования для самих страховщиков. С момента вступления в силу федерального законодательства об обязательной автогражданской ответственности изменений в ценовой политике не произошло. Грубо говоря, если десять лет назад час ремонта авто после дорожно-транспортного происшествия стоил условно один рубль, то и сегодня, спустя годы, эта цифра не изменилась. Страховщики не единожды обращались и в правительство, и к депутатам Государственной думы с просьбой пересмотреть ценовую политику, но пока результатов нет. В итоге получается, что часть страховых компаний, которые работают по ОСАГО, ушли с рынка или объединились с другими страховщиками, или предпринимают любые меры, чтобы спасти финансовое состояние своей компании. Что касается отсутствия бумаг, то бланки печатают в Москве, и в регионы их привозят столько, сколько заказывает каждая страхкомпания. И представить себе, что полисы закончились, очень сложно, практически невозможно.
Ответ на этот вопрос «Как быть?» автовладельцы ищут в Антимонопольном управлении по Волгоградской области.
На действия страховщиков полагается запрет, установленный российским законом о защите конкуренции. В частности, закон о защите конкуренции запрещает компаниям, которые занимают доминирующее положение на рынке, злоупотреблять таким положением и, в частности, навязывать дополнительные услуги с учетом того, что договор страхования жизни является необязательным.
А вот руководство региональной общественной организации «Волгоградский союз автомобилистов» намерено принять более серьезные меры к нерадивым страховщикам вплоть до обращения в прокуратуру и в суд.
Об этой ситуации нам стало известно буквально на днях: страховые компании навязывают автовладельцам ненужную им услугу. Действия страховщиков можно считать незаконными. Учитывая, что я обладаю достаточной информацией о методах и способах работы страховых компаний, могу сказать, что сегодня работать с ОСАГО для многих страховщиков убыточно. Предлагая владельцам машин какие-то новые сервисы и услуги, они таким образом пытаются себя отстоять на рынке страховых услуг. С одной стороны — страховщиков понять можно. С другой же — их незаконные действия оправдания не имеют. Чтобы доказать это в суде, волгоградским автовладельцам следует записать процесс общения со страховщиком, который отказывает в полисе, ссылаясь на недостаток бланков, и убеждает в необходимости страхования жизни — на видео или на диктофон. С этой доказательной базой впоследствии можно обращаться в органы правопорядка.
Видео
В Волгограде закончились бланки ОСАГО
Видео: ГТРК ВОЛГОГРАД
Сомнительный повод для того, чтобы создать коллапс в данной сфере. Возможно, это кому-то выгодно. Если страховщики, пользуясь этим поводом, хотят заработать денег, должны вмешаться серьезные органы, например прокуратура.
Есть подозрение, что всё это (отсутствие бланков только на ОСАГО) — от лукавого. КАСКО и страхование жизни водителя — вещи важные. Но их как и другие услуги надо уметь предложить так, чтобы сам страхуемый осознано согласился на эти виды страхования. В данном случае страховые компании действуют как-то… «по-медвежьи». Так дело не ведётся.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе