С начала учебного года волгоградские школьники начнут познавать новую науку — как тратить деньги, как экономить семейный бюджет и как планировать собственные средства. Пока финансовую грамотность будут изучать факультативно. Однако если до 2018 года проект зарекомендует себя как успешный, новый предмет введут во всех российских школах.
1 сентября 2013 года учиться правильно тратить деньги начнут как первоклашки, так и ребята более старшего возраста. Волгоград оказался в числе пяти российских регионов, где в рамках пилотного проекта в школах вводится новый предмет — финансовая грамотность. Узнавать о возможностях банковских инструментов и коварствах потребительских кредитов юные волгоградцы, скорее всего, будут в рамках факультативных занятий. Пока неясно, каким образом новый предмет «уляжется» в школьную, и без того перегруженную, программу и кто конкретно будет давать знания по финансовой грамоте.
Стоит отметить важность внедрения в образовательные учреждения этого предмета как элемента формирования экономической культуры школьников. Рассматривается возможность введения в школах дебетовых пластиковых карт для ребят. На них школьники смогут накапливать бонусы, которые затем будут тратить на свое усмотрение, например, в школьной столовой. Такая идея есть, но она пока не сформирована.
В министерстве по образованию правительства Волгоградской области пока воздерживаются от конкретных комментариев. Известно, что новый предмет предполагает специальные учебники, причем изучать их будут не только школьники, но и их родители. Основная проблема состоит в том, что пока не ясно, кто будет преподавать финансовую грамотность. Специально подготовленных кадров в волгоградских школах, увы, нет.
Сейчас в Волгограде проходит отбор экспериментальных школьных площадок, где будут внедрять этот предмет. Пока сложно себе представить, как наши педагоги, не имея специальных навыков, будут доносить финансовую грамотность до детей. Сами-то порой не можем в собственных доходах разобраться. Но предполагается, что в младших классах изучение траты денег будет проводиться в игровой форме, а в старших — в виде лекций и практических занятий.
Идею игровой формы изучения финансовой грамотности поддержали и в министерстве образования и науки правительства Волгоградской области.
— Курсы обучения финансовой грамоте можно проводить в игровой форме, поскольку наш менталитет не позволяет считать приличным обсуждение чьих-то доходов и расходов. Однако этот предмет крайне важен для детей, особенно для старшеклассников, которым завтра вступать во взрослую жизнь, и знания по новому предмету им не только нужны, но и важны.
Между тем специалисты по финансам оценивают идею внедрения нового предмета положительно. По их мнению, проект очень скоро принесет плоды в масштабах всей страны. Народ постепенно станет грамотным, не будет попадаться в сети мошенников, что повлияет на общую финансовую культуру.
— Хорошее и нужное дело — в целом поддерживаю данный проект. К сожалению, несмотря на то что уже лет 20 как страна живет при капитализме, большинство населения слабо разбирается в его законах. Многие раз за разом становятся жертвами мошенников, и государству приходится каким-то образом компенсировать потери этих граждан, поскольку большинство из них — представители социально незащищенных слоев общества. Лично я, как налогоплательщик, категорически против таких компенсаций. Поэтому уж пусть один раз потратятся на программу финансовой грамотности, чем каждый раз гасить бюджетными деньгами пожар социальных взрывов со стороны обманутых вкладчиков, дольщиков и т.д.
Видео
Введение нового предмета считаю лишней и необязательной нагрузкой. В следующем году я оканчиваю школу, нужно готовиться к поступлению в вуз, а придется тратить время на изучение какой-то финансовой грамотности. Мы в школе и так сильно загружены. И потом — кто будет вести этот урок? В Великобритании, к примеру, такие знания дают тьюторы. А у нас — педагоги совсем другого профиля.
Я думаю, что введение такого предмета стало бы полезным не только для учеников, но и для родителей. Эти знания точно пригодятся в будущем всем и каждому, в отличие от высшей математики. К сожалению, выйдя из школы, ребята не знают элементарных вещей: как оплатить услуги ЖКХ, как соразмерить свои доходы с расходами. В результате — необдуманные покупки, непосильные кредиты и прочие проблемы. Однако возникает вопрос: кто и как будет этот предмет преподавать? Хотя всё это решаемо, было бы желание.
4 комментария к материалу.