Воронежские пенсионеры организовали волонтерское движение — 70–80-летние бабушки помогают таким же, как они, пожилым людям. Разумеется, на общественных началах. Самое главное, говорят бабушки-волонтеры, — чувствовать себя нужными другим. SmartNews провел телемост с пенсионерками-волонтерами.
SmartNews провел телемост с участниками необычного волонтерского движения, действующего в Воронеже. При управлении соцзащиты Советского района работает не совсем обычная волонтерская команда. Входят в нее пенсионеры, причем не только молодые и активные, лишь недавно ушедшие на заслуженный отдых, но и люди весьма солидного возраста — те, кому за 70 и даже за 80 лет.
Помогают бабушки таким же, как они, пожилым людям: одиноким, инвалидам, тем, кому помощи больше ждать неоткуда. В управлении соцзащиты особо подчеркивают: волонтеры не заменяют социальных работников. В данном случае и для пожилых тимуровцев, и для их подопечных самое главное — это общение и чувство собственной нужности другим людям.
Правильно это движение называется геронтоволонтерство. Речь идет о пожилых людях, которые помогают таким же, как они, пенсионерам (благополучателям). Молодые нынче черствые, да и заняты все. А тут есть вполне бодрые, активные люди, у которых и жизненный опыт есть, и сил достаточно для того, чтобы поддерживать других. Изначально мы рассчитывали, что в этом нашем движении будут участвовать люди 55–65 лет. Однако к нам пришли даже те, кому за 80.
Когда решено было организовать команду пожилых волонтеров, социальные работники в первую очередь обратились к тем, кто уже по собственной инициативе взялся помогать кому-то из соседей, знакомых. Порасспрашивали в совете ветеранов, в клубах по интересам для пенсионеров при управлении соцзащиты, есть ли такие. Оказалось, есть, и немало. Кто-то одинокой соседке за лекарствами сходит, кто-то с продуктами поможет. А кто и просто забежит проведать, словом перекинуться, проверить, все ли в порядке у человека. Вот таким добрым, неравнодушным и активным бабушкам сотрудники управления соцзащиты и предложили стать волонтерами.
Вот так мы и набрали команду из 18 человек. Правда, шестеро вскоре отказались — говорят, добро должно быть анонимным, а чтобы помогать кому-то, необязательно отчеты писать. А остальные до сих пор с удовольствием в волонтерском движении участвуют. Кто как может. Кто-то почту из центра соцзащиты забирает и приносит своим подопечным, кто-то (медик по образованию) уколы ставит или массаж делает, кто-то просто навещает, проведывает одиноких старичков. Есть у нас на обслуживании незрячие люди — с ними одна из наших бабушек-активисток работает по программе виртуального туризма: рассказывает о разных странах, о путешествиях, достопримечательностях. А потом разговор сам собой и на другое переходит и тянется часами. Для пожилых людей ведь общение и есть самое главное. И еще то, что они чувствуют себя нужными. И отношение к жизни у них меняется. Одна наша участница, к примеру, заявила недавно: «Я по улице иду — машинально оглядываюсь: нет ли какого старика, чтоб через дорогу ему помочь перейти». А ей ведь, между прочим, самой 75 лет!
Сейчас команда бабушек-волонтеров помогает 34 своим ровесникам. Никакого плана, конечно, тут нет и быть не может: кому-то время и силы позволяют навещать троих своих подопечных, а кто-то взял шефство над десятью одинокими стариками. В работе волонтерам помогает главный геронтолог Воронежа Марина Селютина, приходят в управление соцзащиты и медики, и психологи, и сотрудники МЧС — рассказывают бабушкам, как вести себя в экстремальной ситуации, а они в свою очередь делятся полученными знаниями со своими подопечными. И конечно, в помощь волонтерам — работники соцзащиты Советского района Воронежа.
Работа наша такова, что раз в квартал волонтеры должны отчитаться о проделанной работе. Условно услуги, которые они оказывают своим подопечным, делятся на социально-психологические (это и моральная поддержка, и просто добрый разговор), социально-бытовые и хозяйственные — здесь название само за себя говорит: помочь по дому, в магазин сходить. Могу сказать, что за несколько месяцев 2013 года наши 12 волонтеров, судя по отчетам, оказали более 1000 таких услуг. Но это цифры, а они, как известно, не главное. Самое важное — это теплые отношения между пожилыми людьми и тот стимул, который дает им участие в движении волонтеров. Мне приходилось слышать: вроде с утра со здоровьем не ладится, давление поднялось, а надо идти, подопечных своих навещать. Смотришь — уже и самочувствие в норму пришло, и бодрость появилась.
За каждой историей общения бабушки-волонтера и ее подопечного — целая жизнь. Есть в ней место и радостным, и драматическим моментам. Участницы волонтерского движения рассказывают, что переживают их вместе со своими подшефными: такое общение неизмеримо много дает и самим волонтерам, и их благополучателям.
Я живу в доме, в котором прежде жило много военных, а теперь в основном их вдовы. Мы по-разному с ними общаемся: я и по дому помогаю (есть среди моих подопечных бабушка 86 лет – одинокая, сама ничего уже сделать не может), и овощи иной раз со своего огорода завезу — угощу их, и книги привожу им, да и так просто разговариваем — обсуждаем важные события: Олимпиаду, политику.
У меня благополучателей восемь человек. Есть среди них и незрячие. С ними я работаю по программе виртуального туризма — рассказываю о путешествиях, о разных странах. Да и просто о жизни разговариваем. Вы знаете, я всю жизнь в Воронеже прожила, мне 75 лет, только на этой вот улице полвека живу — и вот сейчас меня люди стали узнавать, кланяться при встрече. Так это приятно!
Я познакомилась в санатории с одной женщиной — в одной палате жили. У нее со зрением проблемы — почти ничего не видит. Я рассказала ей, что в Воронеже есть хорошая клиника, пригласила к себе, она у меня жила две недели, потом операция была — я ее навещала. Сейчас на поправку она пошла, хочет и на втором глазу операцию сделать — тоже постараюсь ее поддержать. А вообще своих благополучателей стараюсь почаще в свет выводить — на экскурсии, концерты, в театры.
Я по образованию медик. Поэтому двум своим благополучательницам (91 год и 88 лет) и уколы делала, и ухаживала, пока они болели, и памперсы меняла. Сейчас одной из них не стало — переживаю, как после ухода близкого человека. Сама я одинокая, мужа похоронила, так что такие обязанности для меня настоящее спасение.
А Анне Марковне Ахматовой 86 лет! Но она находит в себе силы для того, чтобы заботиться о пятерых своих подопечных, четверо из которых — инвалиды.
Одна из моих благополучательниц недавно в больнице лежала, ей ногу ампутировали. И оказалось, что после выписки ее даже некому и не на чем до дома довезти. Я тогда с машиной договорилась, а потом сходила в областную администрацию — добилась, чтобы ей коляску выделили. А вообще, конечно, наше общение — это обратная связь: мы им помогаем — они нас поддерживают.
На встречу с нашим изданием Анна Марковна принесла стихи с добрыми пожеланиями — их написали в благодарность волонтерам их подопечные. Вообще пенсионеры часто звонят в управление соцзащиты, благодарят бабушек за помощь и за доброе сердце. А сами бабушки-волонтеры рассказывают, что такая работа дает им силы и интерес к жизни.
У меня 13 благополучателей. Где нахожу время и силы, чтобы им помогать, с ними общаться? Да сами как-то находятся. Такая работа стимулирует, заставляет быть организованнее, все успевать. А главное — чувствовать себя нужной.
Мне 81 год, но со здоровьем, слава богу, все неплохо, так что же я буду дома сидеть? А потом, сейчас время такое, что люди душой зачерствели, часто соседей по площадке не знают. У многих, кому мы помогаем, есть дети и внуки, а на своих стариков при этом — ноль внимания. И так хорошо понимать, что мы кому-то нужны, делаем доброе дело для людей, а их жизнь — лучше.
При этом воронежские бабушки участием в волонтерском движении не ограничиваются. Они и в хоре поют, и в разные клубы по интересам при центре соцзащиты ходят. А недавно участвовали в конкурсе частушек и заняли первое место. И когда только время находят?
Пожилые люди подают молодым пример прежде всего своим отношением к жизни.
Видео
Турслет пенсионеров
Видео: ЮграТВ/YouTube
Волонтёрское движение среди пенсионеров важно не только для тех, кому помогают, но и самим волонтёрам. Первые не ощущают себя брошенными, вторые находят возможность заниматься чем то нужным не только для себя. А нет ничего хуже для пожилого человека, чем полное одиночество, которое «добивает» людей быстрее всякой болезни.
2 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе