Жители деревни Кулишовки Воронежской области вот уже несколько лет следуют сухому закону: для сельчан трезвость — норма жизни и в выходные, и в праздники. Здесь практически не осталось магазинов, где бы могли продавать алкоголь. Решение ввести в Кулишовке всеобщую трезвую норму принадлежит женской половине деревни, устроившей некогда пьющим мужьям настоящую войну.
Жители деревни Кулишовки Воронежской области установили сами для себя строжайший сухой закон: практически все до одного сельчане алкоголь не употребляют ни в выходные, ни в праздники, ни уж тем более в будни. Магазины и ларьки, торгующие спиртным, здесь тоже все позакрывались: раньше в маленьком селе их было больше 30, сейчас не осталось ни одного. Покупать их товар попросту некому. К такому решению жители Кулишовки пришли сами. Никто их не убеждал в преимуществах трезвого образа жизни. Не было, конечно, и какого-то административного давления. Зато, как признаются в деревне, всеобщей трезвости предшествовал настоящий «бабий бунт»: женщины Кулишовки поднялись против пьющих и неработающих мужей и тех, кто продает им спиртное.
А Кулишовка — деревня маленькая, в ней, можно сказать, и пить-то уже некому, не осталось никого — одни трезвенники. А если серьезно говорить, то несколько лет назад у нас случился такой вот негатив среди женского населения — взбунтовались они против пьющих мужей и против тех, кто им выпивку продает и самогон гонит. Нажали как следует на тех и на других — так вот постепенно и покончили с пьянством. Мужчина ведь должен жить за счет своей работы и семью содержать, а не пить с утра пораньше. Ну вот и занялись наши мужики делом, а алкоголь на второй план отошел. Вообще-то я не могу сказать, что мужчины наши прямо все до одного на 100% сухой закон соблюдают. На Новый год или день рождения некоторые могут рюмочку выпить иногда, не без этого. Но не больше. А уж такого, чтоб с утра ходили шатались по улицам, — этого точно нет.
В правоохранительных органах тоже отмечают: за те годы, что в Кулишовке прошли без алкоголя, правонарушений здесь стало меньше в разы.
Я не могу сказать, что в Кулишовке совсем уж без происшествий обходится. Там все-таки не детский сад, люди взрослые, и всякое бывает. Но все-таки разница с тем, что там было раньше, видна. И с другими населенными пунктами тоже. Люди делом занялись, так что им теперь не до пьяной бытовухи.
А в новом руководстве Новохарьковского сельсовета, к которому относится Кулишовка, говорят: если б сельчане пить не бросили, попросту бы не выжили. Кулишовка — деревня небольшая, работы в ней самой нет, а в городе не всякий сможет устроиться. Поэтому люди живут в основном подсобным хозяйством. А тяжелый крестьянский труд и пьянство плохо сочетаются.
В Кулишовке пьянство раньше, прямо скажем, процветало. Выделялись они в этом плане на фоне всего района. А потом кого от пьянства на погост снесли, кто бросил, а кто и не начинал. Лет пять-шесть назад у них началось такое вот стремление к трезвости. И, я так думаю, началось не с чего-нибудь, а со скандалов в семье. Работы в этой деревне практически нет никакой, да и с социалкой, с развлечениями не очень. Люди живут подсобными хозяйствами: кто молоко и мясо продает, кто овощи выращивает. А содержать нормально хозяйство, если пьешь, невозможно. Ну вот и взялись они за ум. Сейчас на фоне всего района опять выделяются, только уже в хорошем смысле. У большинства — отличные дома, машины, достаток. Там одна только семья есть неблагополучная. Он на вахте работает, а как домой возвращается, обязательно водку с собой привозит (в самой-то Кулишовке в магазинах спиртное не продают). Вот в этой семье пьют и он, и она. А остальные люди там с пониманием.
Только вот в администрации сельского поселения не надеются, что на примере кулишовцев и жителей соседних деревень удастся перевоспитать.
Вообще-то, я считаю, заставить, уговорить или убедить людей из других деревень последовать примеру кулишовцев невозможно. Кто понимает, тот понимает, а кто не понимает, того уж не уговоришь.
Деревни, в которых люди сами решили вести трезвый образ жизни, конечно, редкость. Зато было несколько попыток создать трезвые деревни искусственно — например, под Новосибирском в одном селе собрали закодированных от алкоголизма, чтобы они к прежним привычкам не возвращались.
5 комментариев к материалу.