Хранят Пятикнижие. Под Воронежем живет самая крупная закрытая община русских иудеев

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

В поселке Высоком Воронежской области состоялся праздник внесения свитка Торы в местную синагогу, что фактически означает начало ее деятельности: в синагоге, согласно правилам, должно быть не меньше двух свитков, и одним религиозная община Высокого уже обладала. В селе этом проживают члены уникальной общины — субботники, этнические русские, исповедующие иудаизм.

Поселок Высокий под Воронежем — необычное место. Здесь проживает самая большая в России община субботников — этнических русских, исповедующих иудаизм. Из 1200 человек населения Высокого около тысячи — члены общины. Рассказывать о своей истории и даже просто описывать свой быт жители поселка не очень любят: в советское время, чтобы соблюсти обряды или почитать Тору, им приходилось скрываться.

СПРАВКА SMARTNEWS

Религиозное движение субботников возникло на рубеже XVII–XVIII веков в Центральной России, преимущественно в Воронежской губернии, в крестьянской среде. Понятно, что в тонкости верований в народе особо не вникали, замечали очевидное: эти люди празднуют субботу, а не воскресенье, отсюда и название. А если обратиться к истории, то появление этого движения связано с присоединением Россией в этот период ряда территорий, часть населения которых исповедовала иудаизм. К концу XVIII века субботничество из Воронежской губернии распространяется и в Поволжье, и на Северный Кавказ, и в Сибирь. Во второй половине ХХ века большая часть субботников эмигрировала в Израиль. Сейчас там проживает около 10 тыс. евреев-субботников и столько же остается в странах СНГ. В России субботничество по-прежнему особенно распространено в Воронежской области.

В 60–80-е годы прошлого века многие эмигрировали. Те же, кто остался, сегодня сочетают реалии русского крестьянского быта с иудаистскими верованиями: традиционную мацу пекут в русской печи, отдыхают по субботам, а не по воскресеньям, отмечают еврейские праздники (кстати, здесь не отказывались от них даже в годы всеобщего атеизма). На факультативе в местной школе и на курсах в сельском клубе изучают иврит. Практически не вступают в смешанные браки (в данном случае с представителями других вероисповеданий). А в остальном ведут обычную для российских сельчан жизнь.

— Что касается субботников, проживающих в Воронежской губернии в начале ХХ века, то к 1920-м годам здесь было около тридцати таких селений. К середине 20-х субботники переселились в два поселка — Ильинку и Высокий (он был образован в 1921 году). Жили сплоченно, при этом изолированно. Организовали сельскохозяйственную коммуну под названием «Еврейский крестьянин». Обособленная общинная жизнь и сильное духовное руководство способствовали тому, что жители этих поселков вскоре восприняли ортодоксальный иудаизм и, кстати, при оформлении официальных документов в 1930-е годы в большинстве своем настаивали, чтобы в графе «Национальность» у них стояла запись «еврей», хотя по происхождению все были русскими. В 1970-е годы практически все жители Ильинки уехали за границу, а в поселке Высоком община субботников действует и поныне.

В советское время субботникам приходилось скрывать свои религиозные убеждения и соблюдать обряды тайно — впрочем, как и представителям других конфессий. За последние годы жизнь поселка Высокого изменилась: здесь есть еврейский культурно-исторический центр, воскресная школа, а теперь появилась и синагога.

Фото: Global Look Press

В советское время субботникам приходилось собираться тайно. Но после перестройки ситуация, конечно, изменилась. Сейчас эти люди не обделены вниманием, их поддерживает как Российский еврейский конгресс, так и ряд международных фондов. И поскольку в поселке Высоком достаточно много людей, исповедующих иудаизм, туда был назначен раввин, Шломо Аврасин. Он приезжает в поселок на две недели, следующие две проводит в Израиле. И вот он потихонечку стал собирать вокруг себя народ, а затем встал вопрос и о том, что людям надо встречаться не на частной квартире, как было до сих пор, а в синагоге.

Нашлись спонсоры — Российский еврейский конгресс, воронежская еврейская община, общественная организация «Шавей Исраэль», — которые собрали средства на ее строительство. Внесли деньги и сами высочане — как живущие в поселке, так и уехавшие за рубеж. И вот вчера у нас был замечательный праздник: у жителей Высокого появился собственный еврейский молельный дом — место, куда люди могут приходить, общаться, изучать Тору. И самое главное — в этом доме они учатся добру, толерантности и уважению к другим национальностям.

Внесение свитка Торы во вновь открывшуюся синагогу, отмечают представители Российского еврейского конгресса, означает начало особого этапа в жизни общины субботников — одной из немногих, действующих на территории нашей страны. А для сельчан это событие стало настоящим праздником.

Российский еврейский конгресс поддерживает воронежскую общину субботников как наиболее крупную и представительную в России. Если на территории нашей страны еще подобные общины и есть, то очень небольшие. А с воронежцами у нас множество совместных проектов, мы отреставрировали поселковую синагогу, а с внесением в нее свитка Торы дали новый импульс развитию, вдохнули новую жизнь в их общину. Вообще, в синагоге должно быть по меньшей мере два свитка Торы, один у них был, но этого недостаточно. И вот теперь был передан второй. Внесение свитка Торы — это всегда праздник, и не только для синагоги, но и для всех членов общины, и для всех евреев региона. 

Справка SmartNews

Сефер Тора — пергаментный свиток с текстом Пятикнижия, используемый главным образом для чтения во время синагогальной литургии, а также при совершении ряда традиционных церемоний. Сефер Тору в соответствии со строжайшими правилами пишет специально обученный писец. Пергамент для свитка должен быть самого лучшего качества; мастер, который занимается выделкой, должен объявить, что его работа — во имя святости Сефер Торы. Чтобы избежать ошибок, писцы периода Талмуда копировали текст с другого свитка. Существовала и копия, использовавшаяся в качестве эталона.

Общин субботников в стране всего три. На кадрах любительской съемки — вечер Хануки. Древний иудейский праздник огней, который в Высоком отмечают ежегодно. Традицию сохраняли даже в годы советского атеизма. Праздники в еврейской общине — важная часть обряда. Подготовка к каждому — целый ритуал.

Видео

Как живут в закрытой общине субботников-иудеев под Воронежем

Видео: Вести. Воронеж

Прислал
Денис Дедов

Рад, что все конфессиональные общины находят свое место в нашей стране. Ведь если бы каким-то образом притесняли, угнетали или не давали возможности исповедовать свою веру, то ни о какой свободе речи бы идти не могло. Удачи субботникам!

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Ксения Гагай, Денис Дедов

3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Денис Дедов 18 июня 2014, 09:41, Изменено: 18 июня 2014, 15:13

Рад, что все конфессиональные общины находят свое место в нашей стране. Ведь если бы каким-то образом притесняли, угнетали или не давали возможности исповедовать свою веру, то ни о какой свободе речи бы идти не могло. Удачи субботникам!

Сергей Ягунов 18 июня 2014, 13:04

Мне интересно, зачем эти общины вообще закрывают? Это какое-то религиозное требование, либо же какая-то сугубо внутренняя боязнь всего мира и людей, которые не причисляют себя к общине?

Станислав Родин 18 июня 2014, 13:26

Интересно бы почитать об истории этого течения в иудаизме. Все же не каждый день встретишь таких интересных людей. Насколько я понимаю, они поселились в этих краях очень давно и только потом приняли иудаизм... Не интересовался такими течениями, но теперь точно поищу информацию о них!

Добавить комментарий

Новое на сайте