Первые в России успешные испытания кислородно-водородного двигателя с лазерным зажиганием РД0146Д проведены в Воронеже. Новая система отличается компактностью, повышенным уровнем безопасности и отсутствием электромагнитных помех и ни в чем не уступает американским разработкам.
Как сообщили в Конструкторском бюро химавтоматики, в ходе испытаний РД0146Д выполнено три включения в земных условиях с выходом двигателя на номинальный режим. В результате подтверждена возможность использования лазерной системы зажигания в ракетных двигателях многократного включения, в том числе для обеспечения непосредственного поджига компонентов топлива в камере сгорания.
По сравнению с электроискровым методом, по словам специалистов, при лазерном зажигании отсутствуют электромагнитные помехи. Лазерное зажигание является многоразовым, практически с неограниченным числом включений. Также новую систему отличает компактность. Основные области в ракетной технике, где лазерное зажигание найдет применение, — первые и вторые ступени ракеты-носителя, верхние ступени ракет и ракетные двигатели малой тяги различного предназначения.
РД0146 — первый российский жидкотопливный реактивный двигатель, выполненный по безгазогенераторной схеме, аналог американского RL-10В-2.
Небольшие улучшения, а приятно.
Как испытания, так успешно. Как спутник забросить на орбиту, так сбой.
Справка SmartNews
ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» проектирует и изготавливает жидкостные двигатели. В 2010 году, например, 29 из 31 запущенной в России в космос ракеты были оснащены двигателями его конструкции. Сейчас у него в разработке, в частности, находятся двигатели для новых ракет-носителей «Союз-2.1в» и «Ангара» и ядерные двигательные установки. Государственному космическому научно-производственному центру им. М.В. Хруничева принадлежит 83,55% акций ОАО «КБХА».
Разработку двигателя РД0146Д, предназначенного для ракет-носителей «Ангара A5», наряду с ГКНПЦ им. Хруничева, финансировала американская компания Prat & Whitney. Она, в частности, оплатила создание макета двигателя, представленного в 2001 году на салоне в Ле Бурже (Франция), изготовление стендового образца для огневых испытаний и показа потенциальным покупателям в США. Prat & Whitney заключила контракт с КБХА на продажу двигателей по всему миру, кроме СНГ.
Движок был создан на деньги американцев, и они имеют на него права на продажу везде. Исключение составляют республики СНГ. Неужели все так печально??
Во-первых, они дали денег нашим ученым на разработку, а не своим. Красиво. Во-вторых, разработка за их деньги будет использоваться и у нас. В-третьих, что им даст наличие прав на продажу и использование движка? Да ничего по большому счету, надо будет, наши придумают что-то получше… А они что будут делать? Может, я в чем-то и не прав, но замечательно, когда высокотехнологичные разработки или производство такие страны, как США, доверяют российским КБ или заводам.
Между тем Конструкторское бюро химавтоматики ждет реформирование. Недавно Федеральное космическое агентство одобрило слияние КБХА с Воронежским механическим заводом. Проект стоимостью примерно 40 млрд рублей может стать крупнейшим для отрасли. Он предусматривает создание до 2020 года с нуля и под ключ абсолютно нового научно-производственного центра, а сейчас находится на рассмотрении у проектировщика — ФГУП «Ипромашпром». КБХА и ВМЗ должны переехать из Воронежа на новую территорию — в районе поселка Шилово и испытательного полигона КБХА.
Ну наконец хоть у кого-то хватило ума очистить Воронеж от ненужных промышленных зон. Пусть в Шилово свои ракеты делают, а в городе такого быть не должно.
10 комментариев к материалу.