Осуществить мечту многих жителей Воронежа собралась компания «Мостгеоцентр», расширив свой давний проект запуска скоростных трамваев. По задумке авторов, город покроет сеть наземных и подземных линий, которые решат многие транспортные проблемы.
Московская компания «Мостгеоцентр» расширила свой проект четырехлетней давности по развитию в Воронеже скоростного трамвая. Если раньше речь шла об одной ветке, связывающей аэропорт и центральный автовокзал, то теперь — о целой сети наземных и подземных маршрутов. Стоимость одной линии оценивается в 5–7 млрд рублей.
Восстановить с немалыми затратами современный аналог трамвая в Воронеже — давняя идея, которая периодически обсуждается. Вопрос упирается и в ограниченный горбюджет (в 2013 году его расходная часть в пять раз меньше, чем у областной казны, — 19 млрд против 67 млрд рублей), и в не слишком понятную экономику проекта.
Но гендиректор «Мостгеоцентра» Сергей Остапенко уверен в необходимости его реализации — это один из механизмов борьбы с пробками в Воронеже. На тысячу жителей, по данным статистики, сейчас приходится 250 автомобилей, а через пять лет, по оптимистичным прогнозам, их будет уже 320. Трамвай, перемещающийся по отдельным линиям, говорят в компании, — экологический и быстрый вид транспорта.
Мы разработали схему, которая включает семь наземных и подземных маршрутов скоростного трамвая. Линии свяжут между собой основные жилые районы города, что одновременно позволит улучшить ситуацию на дорогах. В проект входят наземные, эстакадные и подземные участки трамвайной сети, депо, станции энергообеспечения, транспортно-пересадочные узлы, системы сигнализации и контроля безопасности, центр управления перевозками, подвижной состав, ремонтные мастерские. Также потребуется строительство завода по производству элементов верхнего строения пути.
Справка Smartnews
«Мостгеоцентр» работает в сфере специального проектирования, железнодорожного, гражданского, автодорожного строительства и внедрения региональных транспортных систем с 2001 года. За время своего существования компания реализовала более 500 крупных проектов практически во всех странах СНГ. «Мостгеоцентр» является одной из подрядных организаций, которые задействованы при подготовке Олимпиады в Сочи, занимается разработкой и строительством легкорельсовой сети в городах России.
В компании пока не сообщают, какие направления свяжут в Воронеже линии скоростного трамвая. Не говорят и о возможной стоимости инфраструктурного проекта. Но уточняют, что его реализация реальна только на основе частно-государственного партнерства при участии, например, ВТБ или Внешэкономбанка. Эксперты оценивают строительство одной трамвайной ветки в 5–7 млрд рублей.
Компания уже презентовала свой проект губернатору Алексею Гордееву, а в ближайшее время по его просьбе займется проработкой его финансово-правовой модели.
Развитие общественного транспорта в Воронеже — одна из ключевых задач, стоящих перед облправительством и городскими властями. Учитывая многомиллиардную стоимость строительства сети линий скоростного трамвая, нужно тщательно проработать финансово-правовую модель схемы, которую предложила компания «Мостгеоцентр».
Трамвайное движение прекратилось в Воронеже 15 апреля 2009 года. К тому моменту действовало всего два маршрута из 21 (общая протяженность путей до 2002 года составляла 173,5 км) и одно депо из трех, а на линию выходило четыре вагона из более чем 300 единиц подвижного состава. Отказ от трамваев власти объясняли необходимостью расширения проезжей части на ключевых магистралях, чтобы избавить город от пробок, высокой затратностью и неэффективностью электротранспорта.
В облправительстве говорят, что при реализации проекта «Мостгеоцентра» не собираются возвращать трамвай в том виде, в каком он был, — медленным и шумным. Рельсы находились в плачевном состоянии, сеть не была спроектирована должным образом, использовалась старая техника. Новый трамвай, сообщили чиновники, будет современным — быстрым, удобным, бесшумным. В общем, как в европейских городах. По словам одного из лидеров общественной организации «Город и транспорт» Андрея Фурсова, он способен перевозить по одной полосе до 25 тыс. человек в час, тогда как автомобильная полоса имеет меньшую пропускную способность — 8 тыс. человек.
— Легкорельсовый транспорт идеально подходит для решения транспортных проблем Воронежа. Он имеет высокую провозную способность, относительно низкую стоимость строительства и быстро может быть запущен (первая линия — в течение трех лет с момента начала проектирования), имеет обособленное полотно, без пересечений с автомобильной дорогой, что, кстати, является его главным отличием от классического трамвая, который зачастую проходит на совмещенных с автодорогой линиях. Убежден, что проект будет коммерчески привлекателен и может претендовать на софинансирование в варианте частно-государственного партнерства. Однако простое строительство легкорельсовых линий само по себе ничего не решит. Требуется комплекс увязанных друг с другом мер, в которых, впрочем, именно легкому рельсовому транспорту отводится ключевое место. Только так можно решить наболевшую проблему транспорта — рассматривая его как интермодальную систему и единый организм.
Между тем областной департамент промышленности разработал концепцию развития пассажирского транспорта в Воронеже. По словам его начальника Алексея Беспрозванных, ситуация на рынке пассажирских перевозок Воронежа непрозрачна. Однако в рамках новой схемы руководители предприятий смогут оценить экономику своих предприятий и спрогнозируют, сколько они заработают.
— Реализация концепции рассчитана на 2013–2020 годы и пройдет в три этапа. Первый — с 2013 года — подготовительный. В его рамках мы сформируем всю требуемую нормативно-правовую базу. Второй этап — ключевой. С конца 2013 года и в течение 2014-го население увидит практически на 50% обновленный подвижной состав и новую маршрутную сеть. Она гарантирует комфортное для жителей движение транспорта. Наконец, итогом третьего этапа реализации концепции станет современная система городского транспорта. Она призвана сформировать условия, которые позволят воронежцам частично отказаться от использования личного автотранспорта в пользу общественного.
Видео
Увидеть, как будут выглядеть воронежские трамваи, можно на примере Волгограда.
Видео: guilbyfreeman на YouTube
Трамваи, троллейбусы, автобусы — не панацея от пробок. Не сам общественный транспорт спасает от пробок, а грамотная продуманная система, которая включает в себя и трамваи, и троллейбусы, и автобусы, и планирование маршрутов, и организацию движения, и парковки. Здорово, что ее наконец разработали.
Быстрее телепорт изобретут, чем трамваи в Воронеже запустят. Наши чиновники опять только воздух сотрясают. Но на деле, как всегда, дальше разговоров они не уйдут.
Смотрел недавно передачу про Волгоград. Так вот, у них там гибрид трамвая и метро, остановки есть как на улицах, так и в подземке. Судя по интервью с пассажирами, люди очень довольны, потому что в час пик удобно добираться до дома или работы.
Скоростной трамвай — утопия, которая в Воронеже никогда не будет реализована. Прокладка линий обойдется в 50 млрд рублей, не учитывая стоимости трамваев и строительства «завода по производству элементов верхнего строения пути», то есть сопоставимо с годовым бюджетом области. Ну, откуда вот у местных властей и инвесторов возьмутся такие деньги? Воронеж, в конце концов, не Сочи, никакой Олимпиады у нас не планируется.
Хочу, хочу, хочу — это единственная возможность побить пробки… Оплата не единовременная, кредиты размазаны в годах, да и наверняка федеральный бюджет поможет. пусть делают!
Не во всех городах по каким-то причинам есть возможность построить полноценное метро, а вот такие подземные трамваи — это очень даже выход.
Скоростной трамвай, да еще и подземный — это действительно круто, проект впечатляющий, даже захотелось прокатиться на таком. Интересно, а какая будет стоимость билетов на них?
Идея-то хорошая, я и сам жил в Воронеже, поэтому о пробках знаю не по наслышке) Но если речь идет о подземной линии (что было бы несомненно лучше), то почему бы тогда не разработать проект Метро???
26 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе