Сотрудница Хоперского государственного заповедника Наталия Марченко собирает необычную коллекцию поэтических ошибок. В песнях популярных исполнителей она находит неправильные описания природных явлений, растений и животных и заносит в «базу ляпов».
Старший научный сотрудник Хоперского государственного заповедника Наталия Марченко, профессиональный зоолог и автор десятков научных статей, коллекционирует стихотворения и песни, в которых содержатся ляпы о живой природе. В ее собрании много произведений популярных авторов — от группы «Корни» до Ивана Кучина. Прощает ляпы Марченко только одному поэту — Сергею Есенину.
Народ, такое ощущение, находится в полном неведении относительно того, что представляет собой живая природа. А ведь всё начинается со школы. На мой взгляд, нам нужно привести науку и образование в чувство, мы же были самой передовой страной мира в плане экологии и экологического просвещения. Теперь же основная информация, которую получают граждане о природе, исходит с телеэкранов. И она, как правило, не очень адекватна. Взять хотя бы рекламу с ее обилием ошибок.
На современные песни Марченко обратила внимание прежде всего потому, что в научном отделе заповедника каждый день работает радио «Шансон». А там ошибка на ошибке.
Сейчас в России идет Год экологической культуры. Вот я и решила коллекционировать ляпы, которые допускают наши так называемые поэты-песенники. Ну нет сил больше терпеть их ошибки. К примеру, у автора-исполнителя шансона Александра Дюмина есть песня про черемуху, где, в частности, встречаются такие незамысловатые строчки: «Аромат черемухи, // И сирень душистая, // Желтые подсолнухи, // И речка серебристая». Проблема в том, что черемуха, сирень и подсолнечник не могут цвести в одно и то же время. Черемуха и сирень цветут весной, а подсолнечник — летом.
Немало ляпов, по словам Марченко, у поэта, композитора и исполнителя Ивана Кучина. Скажем, в его песне «Багульник» есть строчки: «Ах, багульник, багульник, ты розовый, // Ты скажи, ты скажи, не тая, // Что ты плачешь за рощей березовой, // Надо мной свои ветки склоня». Между тем багульник, как говорит Наталия Марченко, представляет собой кустарник высотой 50-60 см, одного метра достигает редко, а растет в болотистой местности. Поэтому, чтобы он склонил нам человеком свои ветви, нужно очень постараться. Во-первых, забраться в болото, во-вторых, лечь.
Видео
Видео: Pavel Shlafit на YouToube
Иван Кучин «Ах багульник»
Но особенно изобилуют ляпами популярные эстрадные песни. У «Чая вдвоем» в песне «Вместе с тобой» «Катится солнца клубок // Прямо с запада на восток», тогда как в реальности солнце движется, напротив, с востока на запад. У группы «Корни» «Ее образ на сердце высечен // Ароматами гладиолусов», или «Под ногами в лужах следы, // Может, их оставила ты». Но гладиолусы не пахнут, а в лужах следы не остаются.
Ошибки встречаются даже у таких мэтров отечественной эстрады, как Александр Шаганов, автор многих песен группы «Любэ», или Андрей Никольский. У Никольского в песне «Васильки» попадаются строчки «Васильковая поляна, // Чуть колючая трава, // Я лежу, как будто пьяный, // Позабыв про все дела…». А у Шаганова в «Скворцах» — «Скворцы летят на родину, // Скворцы летят, летят. // Скворчихи на скворцов серьезно так глядят, // летят, глядят». В обоих случаях допущены ошибки.
Васильковой поляны быть не может как таковой. Синий василек — всего лишь сорное растение, которое встречается обычно в озимых хлебах. А вот со скворцами другая история. Их самцы прилетают на родину первыми и оборудуют гнездо. А скворчихи прилетают попозже, на всё готовое. То есть они вместе со скворцами не летят, а значит, глядеть на них в принципе не могут. И уж тем более — серьезно. Так что современные авторы явно прогуливали уроки природоведения и биологии. Ну чем иначе объяснить, что в их текстах не учитываются особенности растений или природных явлений, о которых они упоминают? А иногда они поют о том, чего в живой природе вообще быть не может. Обидно, что авторы стихов и исполнители вводят в заблуждение миллионную аудиторию — вместо того чтобы заниматься экологическим просвещением, прививать населению любовь к природе, наконец, бережное к ней отношение.
Видео
Видео: Lidums1 на YouToube
Любэ «Скворцы»
Единственный поэт, которому Марченко прощает оплошности, — Сергей Есенин.
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной
веткой ивы,
Чтоб я готов был
и встречал
Его приход неприхотливый.
Иволга, по словам Наталии Марченко, не живет в дупле, а проводит большую часть жизни в кроне деревьев. Ее гнездо представляет собой висячую корзинку. А сентябрь постучать багряной веткой ивы просто не мог. Листья ивы дольше всех остаются зелеными и зелеными же, как правило, облетают. Только иногда они могут пожелтеть.
Есенина я люблю. Поэтому ему ляпы прощаю. Он наш великий и народный поэт. А современным авторам посоветовала бы заняться самообразованием. Иначе получается, что они вводят граждан в заблуждение вместо того, чтобы их просвещать.
Опрошенные SmartNews филологи считают, что Марченко занимается полезным делом, но признают право художника на то, чтобы использовать метафоры и образы.
— Есть такое выражение «Правда искусства важнее правды жизни». Я считаю, что оно работает, правда, не всегда. Любой поэт использует метафоры и образы. В случае с Сергеем Есениным он мог увидеть ветку ивы в отблеске заходящего солнца, и тогда ее багряный цвет в стихотворении вполне обоснован. Кроме того, «И мне в окошко постучал // Сентябрь багряной веткой ивы» — вообще сильный образ. Но, например, современные песенники действительно грешат отсутствием не то что образования, но и просто вкуса. У нас много самодеятельных поэтов, если не сказать графоманов, которые не чувствуют слова. Однако издают книги, что при наличии денег в наше время не является, как известно, большой проблемой. Есть один такой поэт в Воронеже, у которого издан не один том стихотворений. Но читать их невозможно. Такая литература нам не нужна. Сам я сейчас работаю над биографией воронежского поэта Константина Козлова (1911–1939 годы). Он был, безусловно, талантлив. Но высшего литературного образования ему получить не удалось. И что интересно, если, когда он был молод, коллеги относились к его ляпам снисходительно, то потом стали обращать на них внимание. Я веду к тому, что художник, конечно, имеет право на метафоры и образы, но должен использовать их элегантно, профессионально, имея чувство вкуса и слова.
Между тем ошибки в песнях не оставляют равнодушными многих слушателей. На форумах и в соцсетях поэтические ляпы — едва ли не самая обсуждаемая тема.
Возьмем к примеру группу «Руки Вверх», или «Корни», где поется: «Твои изумрудные брови колосятся под знаком луны»:) Изумрудные-значит зеленые, колосятся как у Брежнева, и главное не под луной, а под знаком луны.:rolleyes: Вобщем просто набор слов! Получилась не девочка, а кикимора какая-то!:D
Ага… А еще в какой то песне было такое: Я плыву по морю в Иерусалим… Скажите, с какой стороны от Иерусалима есть море? И как оно зовётся????
Однажды краем уха услышала песню Тату:«220 на себя, обмотался и вперёд» Я просто лежала))
стоит ли удивляться? это раньше текст каждой песни выписывался досконально, в нем была своя история, целый мир? продуманный и насыщенный. почти произведение искусства. а сейчас, когда пишут все кому не лень, текст часто считается вторичным. главное — чтобы ритм был, который цеплял. вот и появляются такие шедевры, как «вообще она вся такая-растакая» и тому подобные недотексты
20 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе