Воронежский авиазавод получил статус единственного поставщика Ан-148 для Минобороны. На сегодняшний день уже подписан контракт на 15 самолетов, общая стоимость которых составляет примерно 18 млрд рублей.
Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) получило статус гарантирующего поставщика Минобороны. Это позволит авиазаводу иметь стабильный канал сбыта основной продукции — регионального лайнера Ан-148. С ведомством уже подписан контракт на 15 бортов. Цена вопроса — около 18 млрд рублей.
О том, что ВАСО получило статус гарантирующего поставщика Минобороны России, объявил, выступая на годовом собрании акционеров предприятия, Михаил Погосян, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), куда, собственно, и входит Воронежский авиазавод. При таком статусе цена контракта с военным ведомством определяется исходя из прибыли в размере 25% от затрат на само производство самолетов и 1% от покупки комплектующих и работ соисполнителей.
Согласно уже заключенному договору, в 2013 году Минобороны получит от ВАСО один Ан-148, в 2014 и 2015 годах — по четыре машины, а в 2016 и 2017 годах — по три. Кроме всего прочего, договор предполагает возможность досрочной поставки бортов, чем ВАСО, как сообщили SmartNews на предприятии, планирует воспользоваться. До конца текущего года ВАСО собирается передать Минобороны два самолета.
Финансирование контракта мы будем осуществлять прежде всего за счет средств госбюджета, а также за счет собственных и заемных ресурсов. Получение нового статуса мы расцениваем как серьезное подспорье для краткосрочной и долгосрочной перспективы, поскольку он означает дополнительную загрузку мощностей, рабочие места, зарплату, налоги. ОАК как наш основной акционер не только участвует в управлении заводом, но и формирует портфель заказов предприятия, оказывает ему финансовую поддержку. На техническое перевооружение и финансирование производства предприятия за последние пять лет ОАК направил более 15 млрд рублей.
Впервые о контракте, принципиальном для спасения авиазавода, стало известно в начале года, хотя соответствующий вопрос региональные власти начали лоббировать гораздо раньше. В январе губернатор Алексей Гордеев направил письмо президенту Владимиру Путину, где просил его сделать ВАСО гарантирующим поставщиком Минобороны. Такой статус, как говорили в облправительстве, обеспечит предприятию фиксированную прибыль. Правда, при условии, если ему удастся подтвердить, что часть прибыли оно направит на развитие производства для эффективного выполнения заказа.
Вопрос по ВАСО мне хотелось бы решить так, чтобы авиазавод появился в единой стратегии отечественного авиапрома с пониманием того, какую роль будет играть наша площадка и какие у нас возникнут межхозяйственные и смежные связи. В принципе сейчас примерно уже понятно, сколько в России останется авиазаводов и на какую линейку продукции им предстоит ориентироваться. Так что, я надеюсь, ВАСО получит задание по производству достаточно распространенной серии бортов, востребованных не только государственными заказчиками, но и на частном рынке авиаперевозок.
Примечательно, что Минобороны является не единственным ведомством, которое претендует на Ан-148. По словам президента ОАК Михаила Погосяна, также заключен договор на поставку одного борта для ФСБ России. А в начале апреля Воронежский авиазавод передал МЧС первый из двух Ан-148-100ЕМ, изготовленных по заказу спасателей, — так называемый летающий госпиталь. Самолет получил имя выдающегося летчика-истребителя Александра Покрышкина. Вторая машина тоже собрана. Кроме того, в течение года предполагается передача уже второго самолета для управделами президента России, а другие два, как ожидается, Кремль получит до 2016 года.
Воронежский авиазавод находится на подъеме. Предприятие четко исполняет производственную программу и получает новые заказы, работает над повышением эффективности и снижением издержек. Сейчас решается вопрос о расширении транспортной линейки самолетов для Минобороны, ФСБ и других ведомств. Речь, в частности, идет о создании легкого военного транспортника на базе Ил-112. Предполагается, что головной площадкой для реализации проекта станет как раз Воронежский авиазавод. Но самое главное — сформирован крупный госзаказ на поставку самолетов производства ВАСО. По нашей оценке, он позволит заводу к 2015 году выйти на показатель выручки в 20 млрд рублей (при прошлогодней выручке 8,8 млрд) и в дальнейшем ее не снижать. Тогда же предприятие должно стать безубыточным.
Одновременно с получением ВАСО статуса гарантирующего поставщика Минобороны стало известно о создании на базе предприятия авиационного технопарка. Соответствующее соглашение подписали президент ОАК Михаил Погосян, губернатор Алексей Гордеев, гендиректор ВАСО Виталий Зубарев, ректор Воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий и руководитель автономной некоммерческой организации «Молодежный инновационный центр» Михаил Лабудин. Основные направления специализации технопарка — создание и внедрение авиационных технологий в области авиастроения и других отраслях экономики, обязательная коммерциализация реализуемых проектов.
Технопарк станет для нас дополнительным механизмом заработка. На одной территории будет происходить и подготовка кадров, и получение ими современных компетенций, и создание нового высокотехнологичного продукта, и его внедрение. Участники технопарка получат ряд льгот. Речь идет о снижении ставки налога на прибыль, ставки отчислений от зарплаты, по налогу на имущество и землю, освобождении от уплаты налога на транспортные средства. Нашим резидентам будет предоставляться гарантийное обеспечение по кредиту, субсидироваться часть процентной ставки по кредитам.
Параллельно рассматривается вопрос о создании спецпредприятия по выпуску мотогондол на базе ВАСО, вывода в отдельное производство центра технологической оснастки, а в перспективе — производства композитов, используемых для изготовления обшивок воздушных судов и космических аппаратов. Впрочем, по словам депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Гаврилова, технопарк станет эффективным только тогда, когда в России заработает механизм частно-государственного партнерства. А вот меры, предпринимаемые для спасения ВАСО на федеральном уровне, он оценивает положительно.
Создание на базе ВАСО технопарка и получение заводом статуса гарантирующего поставщика Минобороны делает его будущее более прогнозируемым. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию государство потеряло возможность напрямую финансировать промышленные предприятия. Но в то же время оно сохранило за собой право на их косвенную поддержку, в частности при получении кредитных ресурсов или присвоении статуса гарантирующего поставщика того или иного министерства или ведомства. Такой статус устраняет необходимость участия в конкурсах, чтобы осуществлять поставки той или иной продукции, в нашем случае — самолетов. Он гарантирует ВАСО стабильные заказы на производство Ан-148. Что касается соглашения о создании на ВАСО технопарка, то, на мой взгляд, оно является стратегически важным как для самого завода, позволяя ему снизить определенные издержки, так и для развития экономики в целом. Вообще форма технопарка эффективна при действующем механизме государственно-частного партнерства. Над законом, в котором он прописан, сейчас активно работает Госдума. Механизм частно-государственного партнерства позволит воронежскому авиационному кластеру повысить приток резидентов, а соответственно инвестиций, и свой потенциал.
Интернет-пользователи, в свою очередь, со скепсисом отнеслись к новостям об авиазаводе, поскольку, несмотря на оптимизм властей, глав ОАК и ВАСО, реально предприятие производит не больше четырех-пяти бортов в год и терпит убытки. К примеру, прошлогодний убыток авиазавода составил около 1,2 млрд рублей.
ВАСО делает самолеты для президента, ФСБ, Минобороны. Но где заказы от гражданских авиаперевозчиков? На предприятии выпускают четыре борта в год и счастливы. Скоро рады будут тому, что получили от «Почты России» заказ на десять велосипедов, два из которых они изготовят в 2015-м, три — в 2016-м, а пять — в 2017 году.
Ну, вот почему все молчат? В рамках летных испытаний ВАСО гоняет сырые машины над жилыми районами. Не дай Бог, поломка, и что? Представляете, какой фарш будет?
Видео
Видео: kalgri на YouTube
Презентация Ан-148.flv
Иронизировать можно сколько угодно, но лиха беда начало. Цикл создания любого самолёта долог, а критики всё больше сравнивают со знакомой мелочёвкой. На реальную прибыль и хорошие обороты объединение может выйти только через два-три года минимум — и при государственной поддержке. Таганрог же со своим Бе-200 выходит, значит, и Воронеж может
Заказ на самолеты,для воронежцев, имеет серьезное значение в том плане, что позволит заводу,иметь долгосрочные планы на модернизацию производства и расширение линейки выпускаемых самолетов.Кроме Минобороны, будут иметь возможность заказать самолеты,нужной модификации. другие ведомства.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе