Застучат колеса. Якутия получила железную дорогу

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Global Look Press

Строительство последней железнодорожной линии, которая свяжет центр Якутии с Байкало-Амурской и Транссибирской магистралями, подошло к завершению. На сегодняшний день готовность проекта оценивается в 80%. Сообщение откроется уже в июле 2014 года.

В Якутии завершается масштабное строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск и пускового комплекса Томмот — Якутск (Нижний Бестях). Открытие общего сообщения намечено на июль 2014 года. Железнодорожная ветка свяжет центр республики с Транссибирской и Байкало-Амурской магистралями.

Строительство длилось больше шести лет. Его протяженность составляет 439 километров. Все строительные работы выполнены компанией «Трансстрой». «Золотое звено» было уложено в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева в ноябре 2011 года. А в августе 2013 года было сдано здание железнодорожного вокзала. 

Инфраструктура пускового комплекса включает 122 объекта. В том числе здание железнодорожного вокзала, складские помещения, транспортно-логистический центр. На сегодняшний день их готовность оценивается в 80%.

Многие понимают так: вокзал сдали — станция заработала. Но когда мы говорим о станции Нижний Бестях, то мы имеем в виду весь пусковой комплекс, а не только здание вокзала. Если говорить о линейных объектах — железнодорожные пути, мосты, развязки, то они готовы на 99–100%; стационарные объекты — технические помещения, склады, готовы на 80%. Полностью завершить строительство мы планируем к середине 2014 года — тогда же будет открыто общее сообщение- движение грузовых поездов.

А вот пассажирам придется подождать еще полгода, прежде чем они смогут прокатиться на поезде. Как объяснили в Минтрансе Якутии, пассажирские перевозки требуют дополнительных гарантий, прежде всего безопасности самих пассажиров.

Прислала
Нелли Шестопалова

Укладка «золотого звена» в присутствии Дмитрия Медведева, 2011 год. Фото: Екатерина Штукина/РИА Новости

Главное при пассажирских перевозках — обеспечение безопасности пассажиров, поэтому открыть движение пассажирских поездов мы планируем только после того, как будем полностью уверены, что для этого сделано все возможное. Оценивать качество работ будет специальная комиссия Минтранса РФ, и только после ее положительного решения будут пущены пассажирские поезда. Ориентировочно это произойдет в декабре 2014 — январе 2015 года. Событие знаковое для Якутии, поэтому все будет торжественно.

Первоначально планировалось довести железную дорогу до столицы Якутии — Якутска. Главным условием реализации этого плана было строительство железнодорожного перехода через реку Лену. Это должен был быть совмещенный с автомобильным железнодорожный мост. Он соединил бы железной дорогой три крупных транспортных узла в Якутске: железнодорожный вокзал, аэровокзал и речной порт.

Но пока станция Нижний Бестях станет конечным пунктом Амуро-Якутской магистрали. В апреле был объявлен поиск концессионера на строительство только автомобильного моста. Объясняется такое решение прежде всего недостатком средств. Оценочная стоимость строительства одного только моста, без учета переходов для железнодорожных путей, составляла 77 млрд рублей. Для сравнения, стоимость только автомобильного перехода, с учетом всех подъездных путей и соединительной трассы между дорогами федерального значения «Лена» и «Вилюй», оценивается около 64 млрд рублей.

Тем не менее, как сказали в Минтрансе Якутии, вопрос о строительстве железнодорожного моста не закрыт.

Вопрос о строительстве железнодорожного моста окончательно не снимается, он просто отложен. Строительство транспортного перехода разделено на два этапа: строительство автомобильного моста, которое начнется в 2015 году, и строительство железнодорожного перехода, намеченное ориентировочно на 2020-й.

Даже при том, что в Якутск железная дорога дойдет не раньше 2020 года, пуск новой ветки будет иметь большое значение для Якутии. Ее основной функцией станет перевозка грузов, в том числе добываемых на юге Якутии полезных ископаемых, прежде всего каменного угля. А также промышленных и продовольственных грузов в центральные районы республики.

В настоящий момент основной объем грузов в северные и центральные районы Якутии доставляется водным транспортом. Навигационный период длится всего лишь около четырех месяцев. В зимний период вся нагрузка ложится на автозимники и авиацию, которая также остается основным видом транспорта для жителей Якутии. Все это увеличивает конечную стоимость товаров. Ожидается, что с пуском новой ветки доставлять грузы станет легче, а значит, цена товаров снизится.

По железной дороге уже начали движение грузовые поезда.

Видео

Стальная нить. Железные дороги Якутии

Видео: Владимир Ермаков/YouTube

Автор

Галина Мозолевская

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Татьяна Леонова

Новое на сайте