Сотрудники ярославской полиции промаркировали иконы и предметы старины в храмах и музеях невидимыми знаками. Стражи правопорядка позаимствовали эту идею у коллег из Интерпола. Теперь украденную святыню будет практически невозможно вывезти за границу или сбыть на черном рынке.
Сотрудники ярославской полиции в рамках спецоперации «Ярославна» на протяжении двух месяцев занимались маркировкой икон и других древних православных реликвий в храмах и музеях Ярославкой области. В ходе акции полицейские промаркировали святыни в 159 церквях, храмах и монастырях, местных музеях, библиотеках и даже антикварных магазинах.
Идея такого метода защиты реликвий принадлежит международным специалистам из Интерпола. Как показал их опыт, такой способ помогает уберечь ценности от кражи и даст возможность бороться со скупщиками краденого.
Начальник отдела информации и общественных связей УМВД по Ярославской области Александр Шиханов рассказал SmartNews, что таким образом было промаркировано 1345 предметов.
Началась эта акция у нас в октябре, и вот в ноябре мы ее завершили. Маркировались не только иконы, но и другие святыни и реликвии, всего было промаркировано 1345 таких предметов. Маркировались святыни в действующих храмах, музеях, библиотеках. Причем маркировались предметы старины, новоделы, так называемые новоделы маркировке не подвергались. Мы промаркировали все необходимые предметы в 159 церквях и храмах.
Также Шиханов рассказал, что маркировка святынь значительно усложняет их дальнейшую перепродажу и практически сводит к нулю шанс перевозки за границу. На черном рынке помеченные предметы теряют всякую стоимость.
Все это делалось для того, чтобы — если не дай бог будет что-то украдено — такой предмет или икону будет очень сложно перепродать и практически невозможно вывести за границу. К тому же, зная о том, что вещь промаркирована, преступники поостерегутся совершать кражу. На черном рынке такая маркированная икона неликвидна, так как эту маркировку никак не удалишь. Использовались специальные маркеры, которые не видны невооруженным взглядом.
Специальные маркеры, невидимые невооруженным глазом, содержат полную информацию об иконе или иной святыне, а также данные о том, где она хранится. Священнослужители считают, что эта мера может быть крайне действенной. Пресс-секретарь Ярославской епархии Иерей Александр Сатомский убежден, что маркировка, совместно с классическими средствами охраны, такими как сигнализация, позволит надежно защитить святыни от кражи и дальнейших манипуляций на черном рынке.
Это один из немногих действенных способов защитить святыни, помимо, разумеется, непосредственного контроля за их сохранением, различных технических средств защиты, например, сигнализации. Защита икон уникальным маркером позволит не только установить точно что это за икона и к какому храму она относится, где она была похищена, но и затруднит ее дальнейшую реализацию похитителями, в частности — попытку продажи.
По официальным данным, за последние 9 месяцев в Ярославской области от попыток краж и самих хищений пострадало около 50 храмов и церквей. Музеи страдают меньше, так как система защиты в таких учреждениях более совершенна. По крайней мере, в музеях установлена сигнализация — в отличие от многих действующих храмов, говорит заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея Виктория Горшкова.
— Я не знаю, будут ли проводить маркировку икон в нашем музее, но понимаю, для чего это делают. В советские годы мы проводили описи икон и других реликвий вместе с сотрудниками полиции, чтобы можно было отследить, какая именно икона пропала. Разумеется, это действенная и важная мера, но не столько для музеев, сколько для действующих храмов. Ведь там зачастую нет ни сигнализации, ни иных других способов защиты, разве что сидит бабушка-хранительница, но что она сделает? Ведь бывали случаи, когда и убивали людей ради кражи, это очень страшно. Эта маркировка поможет более тщательно следить за иконами — и если не предотвратит кражи, то сильно затруднит дальнейшее продвижение святыни и облегчит ее поиск.
Зачастую у краденых икон несколько путей. Часть из них оседает в частных коллекциях, часть вывозится за границу, часть остается в антикварных лавках или ломбардах. Правда, сотрудники ярославских ломбардов уверяют, что подобные вещи они не принимают.
Мы не принимаем иконы, только золото, ювелирные предметы, драгоценности. Ломбарды обычно не принимают иконы. По крайней мере мы этим не занимаемся.
А вот сбыть икону в антикварный магазин вполне посильная задача. Антиквары, принимая вещи, запрашивают только паспорт, не задумываясь о криминальном следе вещи. SmartNews поинтересовался в одной из антикварных лавок — принимают ли там иконы — и получил довольно ясный ответ.
Да, мы принимаем иконы. Мы не уточняем, откуда икона у того, кто ее принес. Мы составляем обычный акт, в котором прописано, кто принес икону, его паспортные данные. Нам нужен паспорт, другие документы нам не нужны. А зачем вы спрашиваете, снова гоняетесь за дутыми сенсациями?
Естественно, антиквар пожелал остаться неизвестным. Такая ситуация характерна не только для этого магазина, но и для всех антикварных лавок в целом. Таким образом, новая инициатива Интерпола не убережет святыни от их продажи антикварам, но сделает крайне трудным ее дальнейшее перемещение на черном рынке православных святынь.
Видео
Маркируют иконы
Видео: Областной телеканал на YouTube
Насколько я знаю, православные верующие не очень любят различные чипы, метки и тому подобные знаки. Вряд ли они обрадуются этой затее Интерпола. Иначе я даже не знаю, как могут отреагировать те, для кого икона – это святая вещь.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе