Необычным способом спасли городские деревья от медленной гибели волонтеры Йошкар-Олы. Создав яркую инсталяцию из рекламы, они привлекли к проблеме внимание общественников. Не прошло и трех дней, как акция начала приносить результаты.
Идея создания инсталляции «Деревья — не место для вашей рекламы» пришла волонтерам еще весной — SmartNews сообщал об этом в одном из своих материалов. Обеспокоившись тем, что рекламщики буквально завесили все деревья в марийской столице рекламными табличками, группа активистов вышла на экологическую охоту. С деревьев на городских улицах и в парках они снимали рекламные листовки и объявления, которые приклеивают и прибивают гвоздями местные предприниматели.
Всего мы собрали около 700 табличек, развешанных на деревьях, — все они предлагали уборку снега и чистку крыш — то есть те услуги, которые были актуальны полгода назад. Кроме того, были объявления об установке окон, выдаче займов и кредитов. Самые популярные — об услугах грузчиков и избавлении алкоголизма и наркомании. Мы сняли с деревьев все эти таблички и разложили для наглядности около здания мэрии.
Когда таблички были собраны, мы решили их не выбрасывать, а использовать с пользой. Так, через несколько недель после акции мы провели фотосессию «Широко закрытые глаза». Ее участники фотографировались с табличками на лице. А далее пришла идея сделать арт-объект. В интернете часто можно было прочитать недовольные возгласы граждан. Мол, люди и так мало зарабатывают, на нормальную рекламу денег нет. Однако организаторы возражали, возмущаясь именно тем, что рекламу прикрепляют именно на деревья.
Можно, конечно, закрыть глаза и не обращать на это внимание. И скоро все деревья будут в этих объявлениях. Представьте, как будет выглядеть город! Тогда и появилась задумка обклеить все дерево рекламными картонками, чтобы показать всю уродливость рекламного шума.
Видео
Видео: Павел Шутов/YouTube
Не стоит забывать о том, что дело не только в эстетической составляющей проблемы, но и в том, что такие объявления вредят деревьям. Особо находчивые предприниматели прикрепляют их не только с помощью скотча и веревок — в ход идет шпагат, металлические скобы и даже саморезы. Такие методы крепежа не только сильно вредят растениям, но и, порой, могут убить дерево. Волонтеры же в рамках своей акции решили завесить рекламой сухостой.
Не хотелось портить энергетику живого дерева. Поэтому один из наших волонтеров нашел на бульваре сухостои, которые идут на спил. К нему можно было, не страшась, прикручивать картонки шуруповертами и прибивать гвоздями. По-моему, получилось очень даже символично. Прикрепленные таким варварским способом объявления вредят дереву, оно погибает.
Кроме собранных с городских деревьев табличек, на инсталляции разместились и картонки с надписями «Деревья — не место для вашей рекламы». Многие йошкаролинцы поддержали волонтеров.
В 9-м микрорайоне в основном реклама секты и наркотиков висит. Постоянно снимаю и выкидываю. Некоторые из объявлений на фотографиях не видел в городе. Почему с этим не борются органы? Полное безделье. Сидят по кабинетам вместо предотвращения правонарушений.
Но есть и те, кто считает все подобные акции бесполезными.
Я считаю, что дело с табличками проигрышное. Не тратьте свое время и нервы на неуловимых грузчиков — в Йошкар-Оле и ее окрестностях еще немало красивых мест, которые они не загадили.
Однако сами волонтеры бесполезной свою акцию не считают. Многие из них и сами, до своего участия в этой акции, до проведения акций не задумывались и не обращали внимания на проблему. А теперь по дороге домой или на работу многие йошкаролинцы снимают по два-три объявления.
Местные предприниматели, узнав, какой урон наносят деревьям, стали сами снимать с деревьев свои объявления. А один из представителей организации, занимающейся развеской объявлений по городу, даже пришел к волонтерам на переговоры.
Конечно, нас не устраивало, что срывают наши таблички. Поэтому мы сели за стол переговоров. Мы попросили не срывать таблички. С нашей же стороны пообещали не клеить рекламные объявления на деревья.
Теперь дело осталось за местной администрацией, которая еще весной пообещала принять меры и взять проблему под свой контроль. Вопрос обсуждался на совещании, однако действий так и никаких не было. Летом многие деревья вновь «обросли» рекламой. Вся надежда только на неравнодушных активных горожан.