Кежедей, Пиняс, Наяна… Представители мордвы-эрзя все чаще берут себе языческие имена. Это становится правилом хорошего тона не только у творческой интеллигенции, но и среди обычных граждан. Однако стремление эрзян вернуться к корням этим не ограничивается. Мордва-эрзя возрождает традиции разными, порой шокирующими способами.
Бакич Видяй, Маризь Кемаль, Лазырень Алюк — эти и подобные им непривычные для слуха имена все чаще начинают звучать в мордовском обществе. Со стороны они подчас воспринимаются как творческие псевдонимы музыкантов или поэтов, однако сами владельцы этих имен уверяют, что таким образом обращаются к древнейшим, еще дохристианским традициям своего народа. Правда «новые старые» имена в паспорта вписывают редко, но для личного общения они вполне подходят.
Традиционные эрзянские имена в большой степени связаны с природой, с тем миром, который окружал людей, с их эмоциями, и потому их список бесконечен. Имена давались при рождении, и для многих других народов их смысл может быть весьма необычным. Появился малыш на свет в лесу — получил имя Веряс (владелец леса), родился во время уборки урожая — Паксют (хозяин поля), был долгожданным в семье — Вечкуш (любимый), и так далее. В современных эрзянских селах сохранилась подобная традиция, но встречается она все реже и реже: после крещения малышей называют уже другими именами, а эрзянские используют только в разговорах между собой, в семейном общении. Я не знаю ни одного случая, чтобы в паспорте официально было записано эрзянское имя. Сейчас многие эрзяне сами берут себе национальные имена. Вот мой пример: по паспорту я Григорий Мусалев, мое эрзянское имя — Кшуманцянь Пиргуж. Пиргуж — это имя, я взял его в честь основателя нашего села Кшумаци, где я родился. Фактически Кшуманцянь Пиргуж означает «Пиргуж родом из села Кшумаци».
Но только именами представители эрзянского народа не ограничиваются. Сегодня все больше людей принимают участие в языческих праздниках, проводят старинные ритуалы. И самое главное — эрзя выбирают себе главу народа, который называется Инязор.
Справка SmartNews
Инязор — социальный титул, обозначающий в мордовских языках правителя. Вначале каждое из первобытных мордовских племен возглавлял тюштя. Затем во главе всей этнической территории — Мордии — начали ставить единовластителя инязора (князя). Первым инязором был один из племенных вождей, что нашло отражение в эпических песнях и сказаниях мордвы о Тюште-инязоре как держателе всей Мордовской земли.
Исторически Инязор — это тот человек, который объединяет народ, встает на его защиту. Свою задачу вижу в том же — защищать, но уже не с мечом в руках, а словом, убеждением, своим примером. Защищать эрзянскую культуру, язык, традиции, отстаивать интересы народа перед властью, организовывать ритуальные мероприятия, обряды и праздники, участвовать в их проведении.
Клятва Инязора эрзянского народа
Я Пиргуж, Инязор эрзя народа.
Меня избрал Инязором Совет старейшин на Раськень Озкс этого года.
Эрзяне! Мой народ! Даю вам от сердца и души исходящее Слово-Клятву:
Всей душой и силами защищать национальные интересы эрзянского народа.
Важнейшим делом считаю сохранение и спасение эрзя народа и языка от исчезновения.
Постоянно, опираясь на помощь Творца-Инешкипаза, буду прилагать все усилия для сохранения традиций, обычаев и культурного наследия нашего древнего народа.
Эрзяне! Прошу вашей помощи в общем нашем деле!
Эрзяне! Верю в вас, в вашу поддержку!
Да пребудет с нами Творец-Инешкипаз!
Инешкипаз! Благослови!
Очередное избрание Инязора на трехлетний срок пройдет в июле этого года на Раськень Озкс (родовое моление). Это единственный эрзянский народный праздник, который получил в Мордовии статус государственного и с 2004 года отмечается официально. Его участники зажигают родовой Штатол (свечу огромных размеров), просят у всевышнего бога Инешкипаза богатого урожая и плодородия земле, здоровья и благополучия людям, поминают своих предков. Примечательно, что проводится мероприятие у братской могилы, где похоронены эрзяне, остановившие в битве 1612 года орду крымских татар, направлявшихся на Нижний Новгород, в то время когда войска и народное ополчение под руководством Минина и Пожарского отправились освобождать Москву от польских захватчиков.
В целях сохранения, возрождения и дальнейшего развития национальных традиций, фольклора, обрядов, ритуалов, национальных видов спорта, укрепления межнациональных отношений постановляю: Правительству Республики Мордовия: ежегодно проводить республиканские национально-фольклорные праздники «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «Сабантуй», «День славянской письменности и культуры»; создать соответствующие оргкомитеты и разработать положения о проведении праздников.
Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин, г. Саранск, 17 июня 2004 года
Многовековая традиция проведения Раськень Озкс прерывалась на 370 лет: после молений 1629 года они были запрещены как языческий обряд, с которыми боролась православная церковь. Лишь 15 лет назад группа энтузиастов вновь стала организовывать и проводить традиционные родовые моления. На них с каждым разом приезжало все больше и больше участников и гостей, в конечном итоге республиканские власти придали им статус государственного национально-фольклорного праздника. Теперь с каждым годом все больше людей обращается к вере предков.
Видео
К моему стыду, про свой Эрьзя-народ я ничего не знала, но только одно я всегда твердо помнила и говорила: мон — Эрьзя. От новых друзей я узнала, что 10 июля на эрзянской земле в селе Чукалы Больше-Игнатовского района Республики Мордовия пройдет Всеэрзянский «Раськень озкс». И вот начались самые замечательные дни в моей жизни. Я – Эрьзянь ава, начала готовиться к «Раськень Озкс». Мне кажется, что все мои коллеги на работе, друзья, родственники знали, где находится это замечательное место и какое событие здесь должно произойти. Я всем на страницах интернета показывала и рассказывала, как все будет происходить и что это за такое словосочетание — никому не понятное, но очень красивое по звучанию: «Раськень Озкс».
Да, такие праздники должны быть, они дают осознать себя частичкой рода — племени, дают смысл жизни, пробуждают интерес к истории и культуре своего народа, дарят встречи и общение с друзьями.
Однако есть люди, которых это шокирует. Они выступают против возрождения языческих традиций, считая это не только не богоугодным, но и опасным делом.
Языческие игры опаснее, чем кажется! Судя по сему, никто из свершителей и организаторов Озкса не отдает себе отчета, с какими темными силами они связаны. Это внушает чувство той опасности, которая явно начинает угрожать всем нам.
Меня эти празднества шокируют. Это просто недопустимо в нашем современном просвещенном обществе. Я тоже эрзя, но православный. И мне неприятно знать, что люди проводят родовые моления, водят хороводы, как древние язычники. Конечно, это все от лукавого. Это искушение.
В этом году Раськень Озкс пройдет 13 июля на традиционном месте у села Чукалы Большеигнатовского района. Организаторы заявляют, что ожидают приезда нескольких тысяч человек, со всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья — так сильно раскидала судьба эрзян по всему свету. Приедут и делегации представителей финно-угорских народов из Коми, Карелии, Удмуртии, Марий Эл, Эстонии, Венгрии, Финляндии.
Раськень Озкс — главный праздник эрзянского народа, проводимый раз в три года. Однако в эрзянском календаре, как и в любом другом, есть несколько памятных дат, отмечаемых ежегодно. Многие древние праздники хоть и не ушли из обычаев, но изначальная их суть потерялась, другие были забыты вообще, и сейчас исследователи при поддержке энтузиастов восстанавливают их.
У эрзян было много праздников, к сожалению, сейчас почти ничего не осталось. Бывает так, что в народной молве осталось упоминание о каком-то из них, но не сохранилось абсолютно никакой информации о том, как он проходил, кто являлся его организатором и участником. Предстоит долгая и скрупулезная работа, но ее итог будет востребован не только теми, кто называет себя эрзянами, но и теми, кто живет рядом с нами. На тех праздниках, которые уже сейчас восстановлены и проводятся, немало представителей других национальностей, они выступают не только как гости, но мы их привлекаем и в качестве непосредственных участников. Такова уж традиция нашего народа: если праздник, то он праздник всех и для всех. Потому и очень важно возрождение забытых традиций. Сейчас мы восстановили праздник «Роштовань кудо», это эрзянская вариация святочных посиделок, проводим мы его уже не первый год. На нем звучат песни, разыгрываются сценки из повседневной жизни.
Видео
Православные, конечно же, на такое возрождение языческих традиций ополчатся, но мне кажется, это тенденция хорошая, люди должны знать свою родную культуру.
Одно дело — изучение истории, культуры, сохранение исторических памятников, понимание глубинных процессов. И совсем другое, простите за прямоту, — инфантильные игрища великовозрастных дядь и тёть в стиле фэнтези.
Та, исконная и глубинная культура основывалась на той жизни, на тех условиях, на том быте. Время ушло, изменился ритм, изменились связи. Знать, что и как было, надо обязательно, но эти игры…
Скажите откровенно, чем они отличаются от прочих хипстеров? То же бегство от действительности, та же дрожь перед будущим, рядящиеся в одежды особенности и философствования на уровне фиговых листков.
Хочется надеяться, что шелуха отсеется и останутся истинные исследователи истории и культуры. Только не всегда так получается: чаще ряженые настолько опошляют суть, что надолго отвращают интерес
Какие праздники отмечать эрзянам, наверное, прежде всего решать самим эрзянам:) Если у людей есть внутренняя надобность в данном празднике и они тысячами собираются на Раськень Озкс, значит он нужен! Некоторые представители народа-колонизатора всегда с высокомерием смотрели на языки, обычаи своих колониальных народов, считали (и видимо и сегодня считзют?) народом «богоносцем» и принесшим «цивилизацию» коренным «дикарям». Они считают, что имеют право всем и вся подряд диктовать…
Ничего хорошего в этой тенденции, на самом деле, нет, люди начинают с тоской смотреть в прошлое и возвращаться к истокам только тогда, когда они не верят в собственное будущее. Вот и все.
44 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе