Российский боевой танк Т-90С отметил двадцатилетний юбилей. Объем экспортных поставок боевой машины с начала «нулевых» годов превысил отметку в тысячу единиц, став самым продаваемым танком в мире. Крупнейшим покупателем остается Индия.
Нас приучили к мысли — все, помеченное знаком «made in Russia», плохо продается. И тут — на тебе! — танк Т-90С назван самой продаваемой в мире боевой машиной. И это после уничтожающей критики руководителей военного ведомства: один из них, в танке не сидевший, назвал его «хорошей, глубокой модернизацией танка Т-34». Правда, общее у них есть — это дизель. Вот только у Т-90 он вдвое мощнее — 1000 л.с. И еще — оба «заточены» на бой с равным и даже более сильным противником на обширных театрах военных действий со слаборазвитой инфраструктурой либо при полном ее отсутствии. Вот это действительно объединяет все нижнетагильские танки.
Разработка Т-90 началась в 1986 году. В январе 1989 года четыре танка вышли на испытания. Полтора года их гоняли по дорогам, болотам, степям, пескам и предгорьям. При этом в «паспорта» записывались не усредненные данные, а только полученные в наихудших условиях. В обычной же ситуации из них выжимали гораздо больше. В 1992-м машина пошла в серию. Но это были не лучшие годы для нашей оборонки. Единственным способом сохранить потенциал танкостроения оставался экспорт. К сожалению, основным препятствием оказались не зарубежные конкуренты, а отечественные чиновники. Противостояние продолжалось пять лет.
В 1997 году на выставке в Абу-Даби Т-90С заинтересовались военные Индии. И потребовали доработок: машина должна оставаться конкурентоспособной в течение всего жизненного цикла, а у танков он длинный. Испытания проходили в пустыне Тар при температуре +55ºС. Заявленные параметры удалось выдержать и даже превзойти. При замене российского масла британским двигатель выдал 1100 л.с. Министр обороны Индии Джасвант Сингх тогда заявил, что по эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания.
Видео
Кто бы сомневался. Советское, а теперь российское, лучшее оружие в мире.
Руководство Индии приняло решение о перевооружении «девяностыми» 21 танкового полка. По итогам испытаний было подписано межправительственное соглашение о лицензионном производстве в Индии до 2019 года 1000 танков. В августе 2009 года в войска поступили первые 10 машин индийской постройки.
Вслед за Индией Т-90С приобрели и другие страны — Алжир, Туркмения, Азербайджан, Уганда. За рубеж отправились более тысячи машин. В итоге тагильское изделие оказалось самым продаваемым вновь изготовленным основным боевым танком (ОБТ) мира 2001–2010 годов. Рыночная ниша Т-90С уникальна. Экспортная выручка позволила провести модернизацию и получить Т-90МС.
Что-то слабо верится в модернизацию танка. Строить и модернизировать умели только в СССР. А сейчас прибили гвоздями китайские катафоты и выдают за новую модель.
Сравним эту последнюю версию образца 2011 года с зарубежными коллегами — «абрамсами», «леопардами», «леклерками», «челленджерами» и «меркавами».
Вес нашей машины — 48 т. Коллеги — от 70 т у израильского «Меркава» до 55 т у французского АМХ-56 «Леклерк».
Защита Т-90МС — многослойная броня: сталь-композит-сталь с встроенной динамической защитой (ДЗ) плюс система активной защиты. ДЗ — это плоские контейнеры со взрывчаткой поверх брони. При попадании снаряда они взрываются и отклоняют снаряд или кумулятивную струю. Такая комбинация эквивалентна цельной стальной броне в 1600 мм. Изнутри корпус обшит противоосколочным кевларом. Система активной защиты реагирует на лазерное излучение противотанковых ракет: Т-90 мгновенно поворачивает пушку в сторону опасности и аэрозольным дымовым облаком закрывает себя. Также есть система электромагнитой защиты от мин. У коллег тоже многослойная броня с эквивалентом 1200–1400 мм. Кое-кто имеет динамическую защиту, а «Меркава» — и активную.
Вооружение. Тут у нас конкурентов немного: наши танки традиционно «злые». Т-90МС несет 125-мм гладкоствольную пушку — пусковую установку управляемых ракет «Инвар» с дальностью 5 км, эффективных против танков, вертолетов и защищенных огневых точек. Тут мы лидируем с отрывом: в танковом бою дальность стрельбы решает всё — тот, у кого она меньше, превращается в движущуюся мишень. Эффективная дальность стрельбы танковых пушек обычными снарядами около 2 км, а «Инвар» дает Т-90 фору в 3 км, что во временном выражении составляет порядка 3–5 минут. За это время каждый танк успевает выпустить по противнику 5–10 ракет. У конкурентов подобное орудие с ракетой «Лахат» есть только у израильтян.
«Девяностый» должен был родиться с самой совершенной системой управления огнем (СУО) и Х-образным дизелем в 1500 л.с. — нечто аналогичное на танках армий вероятных противников стало появляться только в конце 1990-х годов. Из-за отсутствия средств то и другое кануло в Лету. Теперь наверстываем: особое внимание уделено улучшению возможностей по поиску целей и управлению огнем с одинаковой эффективностью днем и ночью — в системе имеется тепловизор, модуль GPS/ГЛОНАСС, а сама она интегрирована в АСУВ тактического звена. У механика-водителя теперь штурвальное управление, автомат переключения передач, ночной прибор видения и телекамера заднего обзора — этакий «военный гламур». Мощность двигателя — 1130 л.с. То есть примерно то же, что и у конкурентов.
Рыночные перспективы танка Т-90МС, как показали выставки вооружений 2012 года в Дели и в Париже, не вызывают сомнений. С вариантом для российской армии полной ясности нет. Башня, то есть боевой модуль, военных устраивает, но всё, что ниже — двигатель, трансмиссия, подвеска, — их требованиям не соответствует.
Действительно, дизель и механическая коробка передач смотрятся старомодно на фоне французского малогабаритного дизеля с турбонаддувом в 1500 л.с. и трансмиссией-автоматом как на французском «Леклерке».
В Арабских Эмиратах «Леклерк» уже испытывали в тяжёлых условиях пустыни — полный провал. Красивая и высокотехнологичная игрушка — не более…
В ходе испытаний выявились дефекты многих систем — неизбежное продолжение достоинств сложной машины. Отказами сопровождалась электронная регулировка, из-за чего не раз при малых оборотах двигатель сам по себе останавливался, а повторно запустить его экипажу не удавалось без корректировки ЭВМ, доступной только специалисту.
Всё вроде для повышения подвижности танка? Да, на выставках и маневрах в благородном европейском климате западные ОБТ действительно смотрятся великолепно. Но гидромеханическая трансмиссия по массе больше механической. Значит, и танк станет тяжелее. То есть движок в 1500 л.с. становится не преимуществом, но необходимостью. А ведь есть еще и обслуживающие их системы. Опять лишний вес и увеличенный расход топлива.
Тут-то и оказалось, что западные танки не способны передвигаться по местности, для «девяностых» трудностей не представляющей. В ходе двух военных кампаний в Ираке от поломок за день–два из строя выходило до половины танков. Но больше всего подвижность американских танковых частей ограничивала прожорливость двигателей: 500-галлонные баки заправляли ежедневно. В результате «абрамсы» из-за нехватки топлива не могли догнать Т-72 иракской республиканской гвардии.
Но Абрамс действительно очень хороший танк. Лично я считаю М1А2 более мощной машиной, чем Т90. Разве, что чувствительная к запылённости воздуха газотурбинная установка несколько портит впечатление. Но это ахиллесова пита всех машин с такой силовой установкой. В частности и у нашего Т-80УД, аналогичные проблемы.
Глядя на карту Евразии, вопрос, какие танки будут господствовать на ее просторах в случае военного конфликта — навороченные тяжеловесы или вездеходные, надежные и неприхотливые Т-90 — не стоит.
Леклерк (как и Абрамс М1А2 и Леопард 2) очень опасный противник. Высокая подвижность, классная скорострельность и плюс полная автоматизация — вероятность выиграть противостояние не высокое. Даже со спец ап-й для стрельбы ПТРК 9М119 «лобовуху» Леклерка не возьмешь. Наши ночные прицелы 1ПН53 Спрута позволяют обнаружить цель типа «танк» на дальности 1500м.Тепловизор Леклерка почти в 3 раза смотрит дальше. Или вы думаете, что Леклерк после каждых 100 км пробега на капремонт везут? На открытой равнине европейской ТВД ОБТ что Абрамс, что Леклерк с Леопардом, — весьма грозный оппонент.