Министр обороны РФ Сергей Шойгу распорядился провести подводную поисковую экспедицию «Поклон кораблям Великой Победы» в Черном море. Искать будут подводные лодки Д-4 «Революционер» и Л-23. После того как субмарины будут найдены, их объявят воинским захоронением, водолазы установят на лодках мемориальные доски со списками членов экипажей, а место их гибели нанесут на все морские карты.
По решению министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу в Черном море пройдет подводная поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы». Об этом сообщили «Интерфаксу-АВН» в управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ.
В период с 3 по 8 мая гидрографическое судно Черноморского флота с экспедицией на борту отправится к мысу Тарханкут (Черное море) к местам гибели в годы Великой Отечественной войны подводных лодок Д-4 «Революционер» и Л-23.
Справка SmartNews
Д-4 «Революционер» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927–1930 годах, четвертый корабль серии I проекта Д — «Декабрист». Была заложена 14 апреля 1927 года под заводским номером 27/192 на стапеле завода № 198 в Николаеве. А 5 января 1931 года лодка вошла в состав морских сил Черного моря. За годы войны Д-4 совершила 16 боевых походов, в том числе шесть транспортных рейсов в осажденный Севастополь. Потопила немецкий транспорт Boy Federsen (бывший советский «Харьков»), болгарский транспорт «Варна» и, вероятно, германский транспорт Santa-Fe. Все — близ мыса Тарханкут.
В последний раз Д-4 видели 1 декабря с подводной лодки Щ-209. Точное место и причины гибели неизвестны, предполагается подрыв на минном поле. Первоначально считалась, что лодку потопили четыре немецких вспомогательных противолодочных корабля, но в том эпизоде была атакована и получила легкие повреждения Щ-209.
Подводная поисковая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» должна провести поиск и идентификацию советских подводных лодок Д-4 (погибла с экипажем в декабре 1943 года) и Л-23 (потеряна с экипажем во второй половине января 1944 года). Кроме этого, экспедиции предстоит установить возможные причины гибели подводных лодок.
Справка SmartNews
Л-23 — советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, четвертый корабль серии XIII-1938 типа «Ленинец». Была заложена 17 октября 1938 года на заводе № 198 в Николаеве, заводской номер 353. 29 апреля 1940 года спущена на воду, к началу войны достраивалась, 27–28 июля своим ходом перешла из Николаева в Севастополь. 31 октября 1941 года вступила в строй и вошла в состав Черноморского флота. Всего за годы войны совершила 15 боевых походов, суммарно 256 суток. Произвела три торпедных атаки с выпуском 11 торпед, в результате одной из них был поврежден немецкий танкер «Оссаг». На минах Л-23, предположительно, подорвался десантный корабль F121, затонувший при буксировке. Л-23 выполнила также семь рейсов в осажденный Севастополь, доставив 363,3 тонны боеприпасов, 263,5 тонны продовольствия, 73,6 тонны бензина и девятерых человек, эвакуировав 165 человек.
1 января 1944 года Л-23 вышла в поход, 18 января ее обнаружила немецкая десантная баржа F-539, обстрелявшая перископ из 20-миллиметрового орудия и сбросившая одну глубинную бомбу. Было это причиной гибели лодки или нет, так и не установлено. Позднейших известий о судьбе Л-23 нет.
После того как субмарины будут найдены и идентифицированы, на корпусах подводных лодок планируется установить мемориальные доски со списками членов экипажей. Затем, в соответствии с действующим международным и российским законодательством, подводные лодки Д-4 и Л-23 будут объявлены воинским захоронением, место их гибели будет нанесено на все морские карты. В этой точке будет запрещено проведение подводных работ, а корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Родины.
Подводные лодки, участвовавшие в военных действиях и поднятые с глубин, зачастую превращают в музеи. Так, например, затонувший почти 100 лет назад линкор «Императрица Екатерина Великая» было решено превратить в подводный музей. Это произойдет, когда ученые из Русского географического общества закончат исследование боевого корабля и доберутся до верхней палубы «Императрицы». Ученые обещают: открытия, которые будут сделаны по ходу, помогут вернуть былую славу русскому военному флоту.
А в Североморске после капитального ремонта открыли музей на легендарной подлодке К-21. В СССР таких субмарин построили всего семь, но до Дня Победы в 1945 году дожила лишь К-21. Эта знаменитая подлодка, которую моряки называли «Катюшей», уничтожила в годы войны 17 вражеских кораблей, в том числе и фашистский линкор «Тирпиц».
Идея превратить в музей военную подлодку «Щука» (Щ-216), найденную в Крыму, возникла в Ростове. Субмарина, аналогов которой в мире уже не осталось, затонула в 1944 году.
Видео
ВМФ СССР. Фильм № 14. Подводные лодки серии Д
Видео: Ramil Gabdrazakov/YouTube
Странно, что спустя столько лет после Великой победы ещё не все корабли найдены и идентифицированы. Страна должна знать своих героев, поэтому миссия нужная и правильная. Как раз к 9 мая закончат.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе