Перерождение «Катюши». На легендарной подлодке К-21 открыли музей

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: совет депутатов МО ЗАТО г.Североморск

В Североморске после капитального ремонта открыли музей на легендарной подлодке К-21. В СССР таких субмарин построили всего 7, но до Дня Победы в 1945 году «дожила» лишь К-21. Эта знаменитая подлодка, которую моряки называли «Катюшей», уничтожила в годы войны 17 вражеских кораблей, в том числе и фашистский линкор «Тирпиц». 

В Североморске завершилась реконструкция единственной в своем роде подводной лодки К-21. Торжественное открытие музея подводного флота на субмарине прошло в День моряка-подводника.

Я благодарю всех, кто внес свой вклад в восстановление музея — подводной лодки К-21. Россия сумела не только создать подводный флот, но и воспитать целую плеяду прекрасных командиров-подводников. В составе Северного флота немало экипажей, способных выполнять боевые задачи любой сложности. Корабли и подводные лодки Северного флота в настоящее время выполняют задачи на просторах и в глубинах Мирового океана. 

Владимир Королев, адмирал, командующий Северным флотом, на церемонии открытия, предоставлено советом депутатов ЗАТО Североморск

На подводном корабле провели работы по замене обшивки легкого корпуса, переоборудовали торпедный отсек и боевую рубку. После реконструкции, по словам специалистов Северного флота, подводная лодка-музей должна прослужить около 30 лет. Больше десяти лет руководство музея, созданного на лодке, писало всевозможные справки-доклады о ее состоянии, о том, что К-21 нуждается в реконструкции и ремонте. Однако отклик эти обращения нашли только в прошлом году. 

Нашлась организация, которая за свой счет взялась провести на лодке все необходимые работы. Ремонт начался прошедшим летом. На лодке работает несколько десятков рабочих. Они трудились практически круглые сутки.

Фото: совет депутатов МО ЗАТО г.Североморск

Музеем боевой славы лодка стала в начале 1980-х годов, когда ее поставили на вечную стоянку у пирса в Североморске. Под экспозицию переоборудовали часть отсеков, другие же остались практически без изменений. И за эти годы лодку постройки 1937 года практически не ремонтировали. Уже в ходе нынешних работ выяснилось, что затяни с ремонтом еще немного, и последствия могли быть необратимыми. Так что сейчас, по сути, удалась самая настоящая операция по спасению некогда знаменитой лодки. 

Не успели рабочие приступить к ремонту, как выяснилось, что носовая часть, можно сказать, еле держится. Дело в том, что кильблок, который крепил нос лодки, в силу износа, утратил свою первоначальную функцию. И еще бы год-два, и лодка вполне могла могла разломиться. Так что ремонт начали весьма вовремя.

Справка SmаrtNews

В начале Великой Отечественной войны на Северный флот пришли семь однотипных крейсерских дизель-электрических подводных лодок. Эти субмарины могли нести по 20 торпед, а их экипаж составлял почти 100 человек. К 1945 году уцелела только К-21. За годы войны на Севере на счету легендарной «Катюши» — так К-21 называли подводники — 17 подбитых кораблей противника.

Пожалуй, самый знаменитый бой с участием К-21 — это атака на немецкий линкор «Тирпиц». Это был флагман фашистского военно-морского флота. После атаки советской подводной лодки он получил существенные повреждения и в результате был вынужден вернуться из Баренцева моря на свою военную базу. Таким образом, тогда наши моряки сорвали планы немцев, которые планировали уничтожить суда морского конвоя.

Фото: совет депутатов МО ЗАТО г.Североморск

Службу на Северном флоте лодка продолжила и после войны. Потом на ней оборудовали тренировочную базу, где моряки-североморцы отрабатывали методы борьбы за живучесть подводных лодок. Ну а когда К-21 совсем уже устарела технически, ее вывели из боевого состава и сделали из лодки музей. 

Если бы это было в нынешние времена, скорее всего, К-21 бы утилизировали. Но в 80-х годах много подводных лодок выводилось из эксплуатации, их не резали, а десятками ставили в отстой на базах Северного флота. А К-21 было решено переоборудовать в музей, благо что затраты на это по тем временам были несущественные. Да и сейчас порезать эту лодку будет значительно дороже, чем содержать в качестве музея.

С тех пор лодка стоит у пирса в столице Северного флота, ее ежегодно посещают тысячи человек. Каждый год к 23 февраля обновляют ее внешний вид, красят и шпаклюют. Так что сколько слоев краски накопилось, можно только предположить. Рабочие говорят, что много. 

В результате того, что лодку часто красили, ее корпус покрылся ржавчиной. И ее нам пришлось счищать. После чего корпус лодки покрыли стеклопластиком, причем из надежного материала, который не подвержен коррозии и потом не потребует покраски.

Часть корпуса ниже ватерлинии рабочие окрасили специальной эпоксидной ледокольной краской, устойчивой как к ледовому воздействию, так и к воздействию морской воды. Пространство между легким и прочным корпусами залито гидробетоном — это необходимо для того, чтобы максимально укрепить корпус лодки, а также для предотвращения попадания воды. Почистили трюмы и сам причал.

Фото: совет депутатов МО ЗАТО г.Североморск

Краснознаменная подводная лодка К-21 это визитная карточка нашего города. Для Североморска открытие музея имеет огромное значение. Любой человек, который приезжает в наш город, спрашивает, что стоит посетить в первую очередь. К-21 номер один в этом списке, это главный памятник, связанный с историей флота. Всего было построено 7 подлодок такого типа, остальные 6 погибли, не вернувшись с боевого задания. Я был свидетелем работы музея на протяжении 17 лет. Часть подлодки, которая находилась в море, со временем проржавела. Нам повезло, что нашлись спонсоры, которые помогли ее отремонтировать.

По словам депутата Евгения Алексеева, этот музей наиболее подробно рассказывает об истории развития подводного флота, от первых примитивных подводных лодок до современных атомных ракетоносцев и многоцелевых субмарин. 

Это очень интересный музей, который позволяет посмотреть устройство подлодки изнутри. Он пользуется успехом у североморцев и гостей города. Посетители могут увидеть, где размещался личный состав, где было машинное отделение. Внутреннее пространство подлодки минимальное. Например, кровати моряков находятся прямо над торпедами. Но мы знаем, что люди воевали в таких условиях, и воевали хорошо.

Видео

Музей-подлодка К-21

Видео: Murman Life/YouTube

Автор

Юрий Завьялов

Над статьей работали

Дмитрий Иванов, Александра Петрова

2 комментария к материалу.

Рафаєль В. Макаров 19 марта 2014, 22:39

Если выпала судьба подложке К-21 дожить до наших дней, значит надо ей и дальше жить. Чтобы рассказывать о подвигах моряков подводников в годы Великой Отечественной войны. Надо ей в этом помогать.

Анатолий Дубинский 20 марта 2014, 02:50

По поводу атаки на германский линкор "Тирпиц" военные историки до сих пор спорят.
Дело в том, что документов, которые подтверждали бы попадание торпед и повреждение линкора, так и не нашли. А немцы свою бухгалтерию вели очень тщательно.
5 июля 1942 года "К-21" под командованием капитана 2-го ранга Н.А. Лунина, прикрывая конвой PQ-17, обнаружила и атаковала линкор "Тирпиц", который шёл в охранении 12 боевых кораблей (они охраняли линкор и тяжёлый крейсер "Адмирал Шпеер"). Капитан Лунин пропустил над собой неприятельские миноносцы, а затем с дистанции 17-18 кабельтовых "К-21" выпустила четыре торпеды из кормовых аппаратов. Через 2 минуты после залпа акустик доложил командиру о двух взрывах. Позже, после всплытия, Н.А. Лунин сообщил командованию Северного флота о встрече с немецкой эскадрой и атаке на "Тирпица", но о попадании в него сказано не было.
Однако неприятельская эскадра во главе с линкором и тяжёлым крейсером вынуждена была укрыться от греха в норвежских шхерах.
По большому счёту, "Тирпиц" в боевых действиях практически не участвовал, флагмана берегли. Но своим присутствием у норвежских берегов он сковывал возможности британского флота. Уничтожить его пытались неоднократно, но только 12 ноября 1944 г. линкор был потоплен на стоянке в Тромсё в результате авианалёта с применением сверхтяжелых пятитонных бомб

Добавить комментарий

Новое на сайте