Герои «Щуки». Легендарную советскую субмарину превратят в музей

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Легендарную военную подлодку «Щука» (Щ-216), найденную в Крыму, превратят в музей. Субмарина, аналогов которой в мире уже не осталось, затонула в 1944 году. Сейчас специалисты ищут родственников погибшего экипажа, большая часть из которых проживает в России.

Ростовская полиция обратилась ко всем жителям города с просьбой помочь в поисках родственников советских моряков. На подлодке, затонувшей в 1944 году, находилось четыре жителя Ростовской области. Весь экипаж из 47 человек, включая донских моряков, погиб. Подлодку «Щука» (Щ-216) обнаружили недалеко от мыса Тарханкут, расположенного в Крыму, на глубине 50 м. Несмотря на то что субмарина столько лет провела под водой, ее корпус хорошо сохранился. Теперь в его стенах украинцы намерены создать уникальный музей военной истории.

В легендарной подводной лодке планируется открыть музей. Находиться он будет, скорее всего, в Крыму. Подлодка хорошо сохранилась, поэтому идея открыть музей прямо внутри нее вполне осуществима. Но для этого нужно восстановить историю. Поэтому сотрудники Черноморского центра подводных исследований вместе с полицией разыскивают родственников погибших. Они хотели бы развесить на стенах музея фотографии этих ребят, фронтовые письма, которые те писали родным. Интересно было бы также узнать биографию погибших моряков или получить другие сведения о них, например ксероксы похоронок, фотографии их возлюбленных и т. д.

Торпедная подводная лодка пропала в феврале-марте 1944 года во время выполнения боевого задания. Эксперты считают, что причиной ее гибели стало поражение глубинной бомбой. После обнаружения лодки у берегов Крыма специалистам не составило труда идентифицировать ее и установить личности экипажа. Дело в том, что Щ-216 была единственной субмариной такого типа, погибшей в данном квадрате, поэтому других вариантов здесь быть просто не могло.

Прислала
Наталья Гребнева

Среди погибших дончан были два электрика, торпедист-краснофлотец и трюмный краснофлотец. Имена, фамилии и даты рождения молодых людей также установлены. Ростовские полицейские просят всех, кто располагает дополнительной информацией о моряках, обращаться в городское УВД. Там же можно узнать имена и фамилии затонувших военных, а также места их рождения. Будущее судно-музей поднимут со дна моря и законсервируют, а тела погибших захоронят с почестями. Однако достать субмарину Щ-216 из морских глубин получится не раньше марта 2014 года. Специалистам в течение ближайшего времени предстоит выяснить, есть ли на борту судна торпеды, представляющие опасность, и провести ряд других работ.

Я думаю, что в конце сентября, мы это выясним, затем будет заказан проект по подъему, на разработку которого также уйдет не менее четырех месяцев, это же сложные работы. Участие в обследовании будут принимать, в том числе специалисты Черноморского флота РФ и ВМС Украины.

Запросы на поиск родственников погибших моряков были сделаны не только в Ростовскую область, но и в другие регионы России и Украины. Среди них Московская область, Краснодарский край, Свердловская область, Курская область и т. д. Между тем в одном из регионов родственники уже нашлись. Племянница одного из моряков — Николая Пересыпкина — живет в Запорожье (Луганская область, Украина). Во время крушения подводной лодки молодому военному было всего 23 года.

Прислала
Наталья Гребнева

Господи, может почти через семь десятков лет родные наконец-то узнают, где суждено было погибнуть их близким и ГЕРОЯМ на все времена!

— Моряков-ветеранов в Ростовской области сейчас осталось очень мало, можно сказать, единицы. Может быть, это объясняется географическим расположением региона — все-таки к службе во флоте чаще всего призывали жителей приморских городов. Подводников много в Мурманской области, Севастополе, Одессе, Новороссийске. У нас же в Ростовской области есть только Азовское море, но ни о каком подводном плавании там речи быть не может — глубина не та. Мало сохранилось и исторических данных о подводных моряках — писем, фотографий. Даже похоронки сейчас можно найти с трудом. Раньше в качестве похоронок использовались медальоны из эбонита, куда вкладывались данные о смерти военного. Такие медальоны сохранялись хорошо. Однако в 1944 году их уже не стало. Вместо них начали выдавать книжки красноармейцев из картона. Стоит также отметить, что численный состав тех, кто находился в море, под водой, был значительно меньше сухопутного войска. Подводников называли морской элитой. Ведь для такой службы знаний и навыков требовалось гораздо больше, а опасность была в разы выше. Если враг подбил танк, у людей была возможность выжить, то же самое касается и крейсера. Но если речь идет о подлодке, то здесь шансов нет, это неминуемая смерть. Поэтому и самих подводников было в разы меньше, чем других военных, и какие-либо данные о них найти сложно.

Видео

Оружие Победы. Подводная лодка «Щука»

Видео: MaCToDonT/youtube.com

СПРАВКА SMARTNEWS

Подводные лодки типа «Щука», к которым относится затонувшая Щ-216, были построены в СССР в 1930-1940-x годах. Их отличительными особенностями были сравнительная дешевизна постройки, повышенные маневренность и живучесть. На боевом счету подлодок типа «Щ» — 35% потопленного и поврежденного тоннажа противника. За боевые заслуги шесть подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени. Всего было построено 86 лодок всех серий. Щ-216 была заложена 23 июля 1939 года на заводе № 200 в Севастополе под строительным номером 1085, спущена на воду 30 мая 1940 года, 17 августа 1941 года вошла в состав Черноморского флота. Участвовала в Великой Отечественной войне, выполнила 14 боевых походов, в которых провела 299 суток, и один транспортный поход в Севастополь. Совершила пять торпедных атак, в которых одно судно потопила и еще одно повредила. Погибла в феврале 1944 года.

Автор

Янина Хужина

Над статьей работали

Ксения Гагай, Наталья Гребнева

4 комментария к материалу.

Валентина Клеменко 2 сентября 2013, 20:08

Правильное решение.. субмарина это оружие, так что его важно сохранить для потомков.

Станислав Захаркин 2 сентября 2013, 20:13

Да уж, сохранить такую субмарину для памяти потомков.. это очень и очень важно, тем более что сейчас моряков-ветеранов в Ростовской области сейчас осталось очень мало, можно сказать, единицы. Сохранить память для них будет важно.

Борис Тихонов 2 сентября 2013, 20:27

Такую богатую историю, как у этого судна, очень важно сохранить для будущих поколений..

Виктор Загвоздин 3 сентября 2013, 16:56

Только бы подняли без происшествий....это не простое дело...Хоть и корпус сохранился, но может развалится в любую минуту....да и на наличность торпед обязательно проверить надо....

Добавить комментарий

Новое на сайте