Возрождение ремесел — направление, которое в последнее время все активнее развивается в Астрахани. Но вот изготовление луков по старинным технологиям — занятие не столь распространенное. SmartNews познакомился с единственным в области мастером по созданию луков.
Уже более пяти лет экономист по профессии Ильдар Искандаров все свое свободное время проводит в гараже, своей небольшой мастерской, — за изготовлением луков. Сделав однажды один экземпляр, он настолько увлекся этим занятием, что вслед за первым появился второй. А потом еще и еще.
Трудно сказать, почему я стал этим заниматься, но, однажды поддавшись желанию сделать лук, уже во взрослом возрасте (лет 5–6 назад), не могу это прекратить до сих пор. Хочется попробовать сделать разные луки, разных народов и времен, это увлекательно.
Крымско-татарские, башкирские, длинные английские луки (лонг боу) — Ильдар мастерит разные виды этого оружия. Но больше всего его привлекают восточные экземпляры — наверное, башкирская кровь играет свою роль, как шутит сам мастер.
В каждом луке есть особый секрет, мастера веками улучшали их эффективность и красоту. Чтобы сделать лук хорошим — надо немало подумать, а сделать отличным — можно и голову сломать.
Если первые модели, изготовленные Ильдаром, были простые деревянными, то позже, когда он прочитал массу литературы и набрался знаний от более опытных мастеров, мужчина стал делать их более замысловатыми. Для всех луков, которые он изготавливает в настоящий момент, используется похожий набор материалов: однонаправленный стеклопластик (то есть волокна расположены вдоль, и нет поперечных) и дерево (ясень, вяз, клен, граб и другие плотные породы). Для отделки он использует экзотические сорта дерева: кумару, мерсава, масарандуба, зебрано и другие, а также натуральные рога КРС, лося и даже кость.
Раньше не было пластиков и карбонов, но композитные луки были придуманы очень давно, их делали из рогов (например, водяного буйвола, горного козла), дерева и сухожилий. Этот процесс был весьма долгий (около года), технология известна, но сделать такой лук гораздо сложнее, когда-то я такой сделаю.
Я поинтересовалась, какова же технология изготовления этого удивительного оружия. Оказалось, все не так-то просто.
Для понимания главного приведу пример простого лука. Возьмем ровную палку без сучков и согнем ее, сделаем зарубки, наденем веревку, и вуаля — «лук»! Скорее всего, он сломается в центре, или тяжелые концы не позволят разогнать стрелу, и зайчика она не догонит. Но чтобы лук мог быть нам полезен, его надо усовершенствовать!
Как рассказал мастер, для начала нужно изготовить форму для соединения деталей лука воедино. Рога и рукоять выпиливаются из дерева электрическим лобзиком или ленточной пилой. Ламели «плечей» шлифуются, им придается клиновидная форма.
Однонаправленный стеклоламинат идет на внешние слои лука. Все детали должны точно подходить форме, на которой они склеиваются в одно целое. После склейки профиль заготовки обрабатывается до необходимой формы — сужаем его к концам и делаем рукоять. Далее устанавливаем тетиву, убираем винт (скручивание, если есть) и делаем тилер, то есть заставляем лук гнуться правильно, ослабляя жесткие участки и равномерно распределяя нагрузки на плечи лука.
Действительно, для создания лука требуется терпение, ведь приходится изучать огромное количество литературы, иметь ловкость рук и, конечно, желание. По словам Ильдара, при соблюдении технологии серийный лук можно сделать за 5–7 дней. Причем большую часть времени занимает полимеризация клея и лака.
Кстати, оказывается, лук — довольно капризное существо. Его не стоит подвергать перепадам температур, не любит он влажные и слишком сухие помещения. А хранить его надо со снятой тетивой. На каждом луке, изготовленном Ильдаром, стоит клеймо мастера, так называемая тамга. Луков с подписью моего собеседника — более десятка, и это только наиболее удачные экземпляры. Все они сразу нашли своих новых хозяев — хоть еще в довольно узких кругах, но все же Ильдар известен как хороший мастер, и его творения быстро расходятся. Больше всего искуснику по душе, когда его луки оказываются на исторических турнирах и показывают свою истинную сущность. И хотя сам он — только начинающий стрелок, но это у него неплохо получается.
У меня нет формальных достижений, но я, конечно, стреляю из луков и понимаю их работу. Учиться стрелять лучше с тренером, он поможет избежать ошибок, поставит технику. Результата можно добиться только настрелом, регулярными тренировками по 100 выстрелов и больше, для поддержания формы и чувства выстрела. Мне не удается стрелять так часто, как хотелось бы, почти все свободное время трачу на изготовление луков. Кольцо осваивал самостоятельно — это такой способ стрельбы, когда на большой палец, удерживающий тетиву, надевается кольцо. Техника стрельбы кольцом сильно отличается от классической, но мне она близка, особенно когда стало получаться.
К слову, семья Ильдара относится с уважением и интересом к его хобби, и у него даже есть свои ученики. Кто знает, возможно, через некоторое время в родном городе Ильдара — Нариманове — откроется настоящая мастерская по воспроизведению старинных луков!
Изготовление луков, да еще и с соблюдением старинных технологий — ремесло довольно редкое и непростое. Здорово, что в нашем регионе появился такой мастер. Хотел бы испытать его изделия. Из башкирских луков никогда не стрелял, но тем интереснее попробовать их в деле.
Видео
Техника изготовления лука
Видео: BurtsevMax/YouTube
Показанный в статье лук никакого отношения к творению древних мастеров не имеет. Да он внешне смотрится красиво, но это — всего лишь новодел, как новое язычество является новоделом древних языческих верований. То, что утрачено, не всегда можно воссоздать заново. Хотя не всегда это и плохо.
Прекрасное хобби. Привлек бы детей, многому бы научил: усидчивости, вдумчивости, трудолюбию, любознательности… А так… Кто-то марки собирает, кто-то луки…
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе